Советская Арктика. 1936, №4.

38 Советская Арктика • 1936 • М 4 дую тонну соли в Анадырь и Петропавловск на Камчатке и в порты Охотского моря ложатся еще дополнительные расходы, значительно перекрывающие эту разницу. Так, себестоимость перевозки одной тонны из Владивостока в Анадырь составит в условиях 1937 года дополни­ тельно 70 руб. 54 коп. и в Петропавловск н/К—45 руб. 96 коп., в то время как по себестоимости одна тонна во Владивостоке нордвикской уступает павлодарской лишь на 7 руб. 31 коп. и иркутской — на 16 руб. 69 коп. К преимуществу нордвикской соли на Дальнем Востоке перед павлодарской и иркутской надо отнести и возможность снятия с рельс дальнепробежного груза и высвобождения тем самым десятка тысяч вагонов. Экономический и эксплоатационный эффект этого мероприятия будет очень значительным. Не менее значительны преимущества нордвикской соли перед крымской или всякой иной солью союзного происхождения, доставляемой во Владивосток или на Камчатку южным морским путем. Нордвикская соль доставляется в рыбопромышленные районы ДВК (Анадырь — 2087 миль и Петропавловск н /К— 3220 миль) морскими судами, не вы­ ходя нигде из границ Союза. Экваториальным же направлением (для Владивостока из Евпатории 9450 миль и для Петропавловска н/К 10 860 миль) перевозка союзной соли сопряжена с дополнитель­ ными издержками в иностранной валюте (на каждую тонну от 2 руб. 85 коп. золотом во Владивосток и до 3 руб. 50 коп. золотом в Петро­ павловск н/К). При этих условиях, не говоря уже о значительном сокращении пути следования груза, себестоимость одной тонны нордвикской соли оказывается значительно дешевле в Петропавловске: на 34 руб. 32 коп., и будет дешевле и во Владивостоке, поскольку доставка соли из Вла­ дивостока малым каботажем в места потребления Охотского побережья покроет опять-таки с избытком разницу в себестоимости перевозки между северным и южным морским путем в пользу Северного морского пути. Уместно отметить, что при намечаемой потребности соли на Кам­ чатке в 1937 году не менее, чем в 30 тыс. тонн, экономия транспортных издержек на замене только на Камчатке крымской соли нордвикской составит свыше 1 миллиона рублей, а перевод солеснабжения всего Дальневосточного сектора союзного побережья на нордвикскую соль сэкономит Союзу в первый же год (при объеме завоза в 125 тыс. тонн) около 3,5 млн. рублей. Переход ДВК на нордвикскую соль даст: прекращение импорта соли, валютных издержек при перевозке соли и сокращение до мини­ мума дальних пробегов соли по рельсам. Развитие добычи нордвикской соли, улучшение транспортных усло­ вий вывоза и снижение за счет механизации трудовых и трудоемких процессов, производственных и транспортных расходов сделают возмож­ ным дополнительный вывоз в ДВК нордвикской соли на экспорт. Завоз нордвикской соли в рыбопромышленные районы низовий Лены, Енисея, Оби, т. е. в малом каботаже, для условий 1936 и 1937 годов нецелесообразен, поскольку уровень издержек по перевозке кемпендяй- ской соли в низовья Лены и павлодарской в низовья Оби и Енисея пока значительно ниже речным транспортом, при том по всем трем речным магистралям в низовом направлении, и для Лены, кроме того, и в обратном негрузовом направлении, т. е. в направлении возврата лихтерного флота в Тикси.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz