Советская Арктика. 1936, №4.

Н. А. Белоусов и Д . Е. Таиров. Строим дизель-электрические ледоколы 25 Н. А. БЕЛОУСОВ и Д . Е. ТАИРОВ СТРОИМ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛЕДОКОЛЫ Лучшие в мире ледоколы в настоящее время сосредоточены в СССР. Это „Красин", „Ермак" и „Ленин". Из иностранных судов при­ ближается к ним только шведский ледокол „Имер". Рост деятельности Главсевморп^ти властно потребовал от нас увеличения ледокольного флота. По постановлению правительства сей­ час приступлено к строительству новых ледоколов. Первое и основное требование к новым судам— обеспечение боль­ шого района плавания, без необходимости захода в топливные базы и без бункеровки в пути. С этой целью на новых ледоколах устана­ вливаются дизельные установки, расходующие на одну лошадиную силу, примерно, в три раза меньше топлива, чем существующие паро­ вые ледокольные установки. На вновь строящихся ледоколах „Киров" и „Куйбышев" решено применить дизель-электрическую установку главных механизмов. „Киров14 и „Куйбышев" будут обладать мощным энергетическим оборудованием- Каждый ледокол будет иметь 4 мощных дизеля по 3000 л. с. при 300 оборотов в минуту и 5 вспомогательных по 500 л. с. Мощность глав­ ных механизмов, обслуживающих гребные винты, 12000 л. с. Для оборудования ледоколов выбраны дизеля типа „Зульцер", обладающие рядом технических преимуществ. Дизеля имеют малый вес, что важно в корабельных условиях. На каждую лошадиную силу дизеля приходится вес в 22 килограмма вместо обычных 133 килограммов. Уменьшен и их габарит. С целью наилучшего сохранения мощности ледокола в случае повреждения гребных валов или винтов, на них—впервые в мировой практике судостроения—будет применено неравномерное распределение мощности по гребным валам: на среднем валу половина всей мощно­ сти, а на двух бортовых—по четверти мощности. Это сделано потому, что повреждение винтов льдами бывает чаще на бортовых валах. Над средним винтом сделана специальная шахта для смены лопастей сред­ него винта изнутри корабля. Носовой гребной винт, ненужный для ледокола в условиях арктического плавания, не устанавливается. Применение дизель-электрической установки дает новым ледоколам большие маневренные преимущества. Корабль полностью электрифици­ руется. Лишь для парового отопления ставятся два небольших вспомо­ гательных котла. Для уменьшения качки на новых ледоколах устраи­ ваются успокоительные цистерны Фрама, при помощи которых предель­ ный угол крена на качке значительно снижается. В основных кораблестроительных элементах корабля возможно полно используется все, что проверено до сих пор опытом на плаваю­ щих ледоколах („Ермак" и „Красин"). Сюда относятся образование оконечностей, фор- и ахтерштевней, отводов борта с их уклоном в под­ водной и надводной частях. Чтобы избежать заливания корабля с носа, а также для лучшего размещения личного состава, на кораблях устраивается большой полубак. Для оценки качеств ледоколов, т. е. их способности итти в ров­ ном льду и преодолевать ледовые перемычки, в настоящее время еще нет необходимых опытных материалов и не установлено еще нужных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz