Советская Арктика. 1936, №4.
Н. А. Белоусов и Д . Е. Таиров. Строим дизель-электрические ледоколы 25 Н. А. БЕЛОУСОВ и Д . Е. ТАИРОВ СТРОИМ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛЕДОКОЛЫ Лучшие в мире ледоколы в настоящее время сосредоточены в СССР. Это „Красин", „Ермак" и „Ленин". Из иностранных судов при ближается к ним только шведский ледокол „Имер". Рост деятельности Главсевморп^ти властно потребовал от нас увеличения ледокольного флота. По постановлению правительства сей час приступлено к строительству новых ледоколов. Первое и основное требование к новым судам— обеспечение боль шого района плавания, без необходимости захода в топливные базы и без бункеровки в пути. С этой целью на новых ледоколах устана вливаются дизельные установки, расходующие на одну лошадиную силу, примерно, в три раза меньше топлива, чем существующие паро вые ледокольные установки. На вновь строящихся ледоколах „Киров" и „Куйбышев" решено применить дизель-электрическую установку главных механизмов. „Киров14 и „Куйбышев" будут обладать мощным энергетическим оборудованием- Каждый ледокол будет иметь 4 мощных дизеля по 3000 л. с. при 300 оборотов в минуту и 5 вспомогательных по 500 л. с. Мощность глав ных механизмов, обслуживающих гребные винты, 12000 л. с. Для оборудования ледоколов выбраны дизеля типа „Зульцер", обладающие рядом технических преимуществ. Дизеля имеют малый вес, что важно в корабельных условиях. На каждую лошадиную силу дизеля приходится вес в 22 килограмма вместо обычных 133 килограммов. Уменьшен и их габарит. С целью наилучшего сохранения мощности ледокола в случае повреждения гребных валов или винтов, на них—впервые в мировой практике судостроения—будет применено неравномерное распределение мощности по гребным валам: на среднем валу половина всей мощно сти, а на двух бортовых—по четверти мощности. Это сделано потому, что повреждение винтов льдами бывает чаще на бортовых валах. Над средним винтом сделана специальная шахта для смены лопастей сред него винта изнутри корабля. Носовой гребной винт, ненужный для ледокола в условиях арктического плавания, не устанавливается. Применение дизель-электрической установки дает новым ледоколам большие маневренные преимущества. Корабль полностью электрифици руется. Лишь для парового отопления ставятся два небольших вспомо гательных котла. Для уменьшения качки на новых ледоколах устраи ваются успокоительные цистерны Фрама, при помощи которых предель ный угол крена на качке значительно снижается. В основных кораблестроительных элементах корабля возможно полно используется все, что проверено до сих пор опытом на плаваю щих ледоколах („Ермак" и „Красин"). Сюда относятся образование оконечностей, фор- и ахтерштевней, отводов борта с их уклоном в под водной и надводной частях. Чтобы избежать заливания корабля с носа, а также для лучшего размещения личного состава, на кораблях устраивается большой полубак. Для оценки качеств ледоколов, т. е. их способности итти в ров ном льду и преодолевать ледовые перемычки, в настоящее время еще нет необходимых опытных материалов и не установлено еще нужных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz