Советская Арктика. 1936, №4.

Ь. Ь. Лавров и И. Е. Шадрин. Экономика грузооборота Севмор пути 15 Якутии (Алданская золотопромышленность), 6) завоз нефтепродуктов из Мурманска. Эти новые транспортные схемы позволяют изменить существующую конфигурацию грузовых потоков за счет снятия части грузов с желез­ ной дороги и направления их Северным морским путем. Если учесть, что верхнеленские тракты имеют ограниченную про­ пускную способность, а также, что стоимость автотранспорта достигает двух рублей за тонно-километр, становится ясным, что все грузы, иду­ щие из центральных районов Союза для Якутии, должны транспорти­ роваться Севморпутем. Общий грузооборот реки Лены на 1936 год опре­ деляется по нашим подсчетам в 271 тыс. тонн и на 1937 год 309,5 тыс. тонн; в том числе лесные грузы 60 тыс. тонн, уголь 60 тыс. то:;н, соль 30 тыс. тонн, хлеб 35 тыс. тонн. Работа бухты Тикси в 1937 году составит: прибытие из Мурманска 40 тыс. тонн, в том числе 10 тыс. тонн нефти, 20 тыс. тонн технического снабжения и оборудования, 5 тыс. тонн апатитов и 5 тыс. тонн разных. Прибытие с реки 72,5 тыс. тонн. Отправление морем — 68 тыс. тонн, в том числе 8 тыс. тонн фабрикатов лиственицы, 30 тыс. тонн сангар- хайского угля, 7,5 тыс. тонн хлеба из районов Восточносибирского края для Колымы, 20 тыс. тонн соли для ДВК и 2,5 тыс. тонн слюды с направлением на экспорт через Мурманск. Отправление рекой соста­ вляет 40 тыс. тонн. Колымский комплекс. Колыма — потребляющий район. Сюда заво­ зятся хлеб, товары промышленного производства и технического снаб­ жения для Средниканского золотопромышленного центра и Зырянского каменноугольного месторождения. Колыма является грузоразделом между Западным и Восточным секторами Арктики. Доставка грузов на Колыму обходится на 1 тонну груза (без стои­ мости ледокольного обслуживания): а) из Владивостока— 124,9 руб., б) из Мурманска — 131,6 р. Учитывая, что грузы идут на Колыму в большинстве своем из центральных районов Союза и что доставка их по железной дороге обходится еще дороже, Северный морской путь и в этом случае является наивыгоднейшим направлением, притом, по ряду грузов, только с запада. Анадырский комплекс представлен в виде рыбо-консернных заво­ дов, дающих продукцию ДВК. Для 1937 года взаимонезаменяемая продук­ ция поступает и на Мурманск Северным морским путем с дальнейшим транспортированием в центральные районы Союза. Сквозные перевозки. Помимо материковых комплексов, дающих продукцию Севморпути и потребляющих различные грузы, особо выде­ ляются сквозные перевозки: Мурманск — восточные районы СССР. В районы ДВК поступает из центра по железной дороге свыше 400 тыс. тонн различных грузов (для условий 1937 года). Часть из них оседает во Владивостоке, значительная часть малым каботажем идет для Камчатки и Анадыря. Анализ характера сквозных перевозок дает основание перегруппи­ ровать их за счет снятия части на Севморпуть. Из общего количества грузов транзитного сообщения особо выде­ ляется группа „прочих" грузов, состоящая из товаров промышленного производства: сахара, мануфактуры, силикатов, путинных грузов, техни­ ческого снабжения, машин, деталей к ним и т. д. Группа „прочих" грузов может составить значительную грузовую базу для Севморпути. Грузы центральных районов (Москвы, Ленинграда, Иванова), делая огром­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz