Советская Арктика. 1936, №4.
Б. В. Лавров и Н. Е. Шадрин. Экономика грузооборота Севморпѵти _______ _______ 13 В этом грузообороте Новый Порт в 1935 году занимал незначи тельный удельный вес. Между тем, возможности усиления транспортной работы Нового Порта большие. Для 1936—1937 годов мы считаем целе сообразным через Новый Порт направить следующие новые грузы, кото рые до сих пор не перерабатывались этим важным узлом: 1) павлодар скую соль — по Оби через Новый Порт на Мурманск, который в настоя щее время потребляет баскунчакскую соль; 2) хлебопродукцию Западной Сибири для Обского севера с проникновением этого грузопотока до Мурманска и Архангельска, которые в настоящее время потребляют волжское зерно; 3) рыбо-консервную продукцию комбината Нового Порта — в Архангельск; 4) излишки товарной пшеницы Западной Сибири и Омской области, отличающейся высокими кондиционными качествами, на экспорт не менее 25 тыс. тонн. Кроме того, для загрузки порожних направлений представляется вполне целесообразным из Мурманска отправлять 5) апатиты для Запад ной Сибири и Казакстана, а также 6) транспортировать хибинские нефе лины водным путем для Урало-Кузнецкого комбината. При этих условиях грузооборот Обско-Иртышского речного транс порта в хозяйственной зоне Севморпути составит в 1936 году 203 тыс. тонн и в 1937 году — 396,2 тыс. тонн. Через Новый Порт соответственно — 49,1 и 123,5 тыс. тонн; из них в 1937 году лесные грузы — 30 тыс. тонн, хлебные — 25 тыс. тонн, апатиты 15 тыс. тонн, соль — 25 тыс. тонн, рыба и консервы 10 тыс. тонн, уголь 10 тыс. тонн. Основные богатства Енисейского комплекса: каменноугольные месторождения, лес, графитовые месторождения, золотые прииски. Из угольных месторождений особо выделяются Ногинское, Бухарих- тинское и Норильское. Мощность определяется десятками миллионов тонн. Эксплоатации этих месторождений благоприятствуют неглубокое залегание угля, наличие крепежного леса и транспортные возможности вывоза угля по рекам Н. Тунгуске, Енисею и Пясине. Уголь из Тунгусского месторождения (30 тыс. тонн в 1937 году) возможно будет вывозить на Диксон. В настоящее время на Диксон поступает донецкий уголь. Кроме того Диксон потребляет, в меньшей мере, уголь из Кузбасса (по Оби). Для 1936—1937 годов добыча на месторождениях по Тунгуске должна быть доведена до пределов полного обеспечения потребностей транспортного флота Севморпути, бункерую щегося на Диксоне. Лесные богатства Енисейского севера составляют по одному только Красноярскому краю свыше 92 млн. га, в том числе лесопокрытая площадь промышленного значения 77 млн. га. Запас спелых пород исчисляется в 3250 тыс. кубометров, из них на долю хвойных пород 2884 и ли ственных 365,1 тыс. кубометров. В настоящее время этот район располагает 65 лесопильными рамами. На 1937 год будет закончен ряд новых заводов. В навигацию 1935 года все лесозаводы Енисейского комплекса дали 40 600 стандартов, или 113680 тонн лесной продукции. На 1937 год мощность лесного потока проектируется в 90 тыс. стандартов, или 282 тыс. тонн, в том числе на экспорт 252 тыс. тонн. Из других отраслей хозяйства Енисейского севера возможно разви вать графитовую промышленность. Запасы графита составляют свыше 14,5 млн. тон. Графит будет вывозиться в Красноярск на графитовую фабрику и в Игарку, откуда через Мурманск он поступит на внутренний рынок и в некотором количестве на экспорт в виде сырья или фабрикатов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz