Советская Арктика. 1936, №4.

Б. В. Лавров и Н. Е. Шадрин. Экономика грузооборота Севморпѵти _______ _______ 13 В этом грузообороте Новый Порт в 1935 году занимал незначи­ тельный удельный вес. Между тем, возможности усиления транспортной работы Нового Порта большие. Для 1936—1937 годов мы считаем целе­ сообразным через Новый Порт направить следующие новые грузы, кото­ рые до сих пор не перерабатывались этим важным узлом: 1) павлодар­ скую соль — по Оби через Новый Порт на Мурманск, который в настоя­ щее время потребляет баскунчакскую соль; 2) хлебопродукцию Западной Сибири для Обского севера с проникновением этого грузопотока до Мурманска и Архангельска, которые в настоящее время потребляют волжское зерно; 3) рыбо-консервную продукцию комбината Нового Порта — в Архангельск; 4) излишки товарной пшеницы Западной Сибири и Омской области, отличающейся высокими кондиционными качествами, на экспорт не менее 25 тыс. тонн. Кроме того, для загрузки порожних направлений представляется вполне целесообразным из Мурманска отправлять 5) апатиты для Запад­ ной Сибири и Казакстана, а также 6) транспортировать хибинские нефе­ лины водным путем для Урало-Кузнецкого комбината. При этих условиях грузооборот Обско-Иртышского речного транс­ порта в хозяйственной зоне Севморпути составит в 1936 году 203 тыс. тонн и в 1937 году — 396,2 тыс. тонн. Через Новый Порт соответственно — 49,1 и 123,5 тыс. тонн; из них в 1937 году лесные грузы — 30 тыс. тонн, хлебные — 25 тыс. тонн, апатиты 15 тыс. тонн, соль — 25 тыс. тонн, рыба и консервы 10 тыс. тонн, уголь 10 тыс. тонн. Основные богатства Енисейского комплекса: каменноугольные месторождения, лес, графитовые месторождения, золотые прииски. Из угольных месторождений особо выделяются Ногинское, Бухарих- тинское и Норильское. Мощность определяется десятками миллионов тонн. Эксплоатации этих месторождений благоприятствуют неглубокое залегание угля, наличие крепежного леса и транспортные возможности вывоза угля по рекам Н. Тунгуске, Енисею и Пясине. Уголь из Тунгусского месторождения (30 тыс. тонн в 1937 году) возможно будет вывозить на Диксон. В настоящее время на Диксон поступает донецкий уголь. Кроме того Диксон потребляет, в меньшей мере, уголь из Кузбасса (по Оби). Для 1936—1937 годов добыча на месторождениях по Тунгуске должна быть доведена до пределов полного обеспечения потребностей транспортного флота Севморпути, бункерую­ щегося на Диксоне. Лесные богатства Енисейского севера составляют по одному только Красноярскому краю свыше 92 млн. га, в том числе лесопокрытая площадь промышленного значения 77 млн. га. Запас спелых пород исчисляется в 3250 тыс. кубометров, из них на долю хвойных пород 2884 и ли­ ственных 365,1 тыс. кубометров. В настоящее время этот район располагает 65 лесопильными рамами. На 1937 год будет закончен ряд новых заводов. В навигацию 1935 года все лесозаводы Енисейского комплекса дали 40 600 стандартов, или 113680 тонн лесной продукции. На 1937 год мощность лесного потока проектируется в 90 тыс. стандартов, или 282 тыс. тонн, в том числе на экспорт 252 тыс. тонн. Из других отраслей хозяйства Енисейского севера возможно разви­ вать графитовую промышленность. Запасы графита составляют свыше 14,5 млн. тон. Графит будет вывозиться в Красноярск на графитовую фабрику и в Игарку, откуда через Мурманск он поступит на внутренний рынок и в некотором количестве на экспорт в виде сырья или фабрикатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz