Советская Арктика. 1936, №4.

[2 _________ ________________________________________ Советская Арктика • 1936 • № 4 (без ледокольного обслуживания) составляли на одну тонну груза свыше 275 рублей. Доставка же этого груза по железной дороге обходится почти на 50’/о дешевле. Снижение стоимости перевозок может и должно пойти за счет уплот­ нения эксплоатационного графика, увеличения провозоспособности судов и рациональной организации труда во всех звеньях транспортного произ­ водства. Начиная с навигации 1936 года необходимо создать экономическую базу Севморпути, т. е. необходимо привлечь тяготеющие грузы на Севморпуть, как на широтную магистраль. На огромной площади района Севморпути, богатой различными ископаемыми и лесом, совершенно отсутствуют другие виды транспортных средств, кроме водных. Разви­ тие производительных сил материковых комплексов обусловлено в пер­ вую очередь развитием водно-транспортных средств, их технической вооруженностью. II Новый ГІорт и Игарка являются основными грузообразующими пунк­ тами лесоэкспорта. Якутия и Колыма — пока исключительно потребитель­ ские центры различных продовольственных и промтоварных грузов и технического снабжения. Конечные пункты Северного морского пути — Мурманск и Владивосток — также не блещут наличием грузов, если не считать упомянутой выше пробной перевозки зерна в 1935 году. Между тем, Северный морской путь располагает богатейшими потенциальными возможностями. Достаточно проследить по отдельным материковым комплексам экономику районов и возможные направления грузовых потоков. Обский комплекс располагает различными полезными ископаемыми: бурый уголь в районе Северной Сосьвы, марганец, золото, нефть. Но основным его богатством являются лес и рыбное хозяйство. Лесо­ покрытая площадь Нижнеобского района занимает свыше 13 млн. га, с запасом древесины по хвойным породам в 534 млн. кубометров и по лиственным — в 140 млн. кубометров. Общий запас деловой древесины составляет 150 млн. кубометров. Лесная промышленность Обского комплекса в настоящее время рас­ полагает 35 лесопильными рамами. В ближайшее время будет закон­ чен ряд новых строительств: Белогорский, Тавдинский и Тюменский лесо­ комбинаты, Тавдинский фанерный завод и лесозаводы в Нарыкары и Тобольске, целлюлозно-бумажный комбинат в Тавде. Рыбное хозяйство в экономике Обского района также занимает большой удельный вес. Вылов рыбы за последние годы составлял свыше 20 тыс тонн, сырца. Для 1937 года улов рыбы намечен в 36,7 тыс. тонн, с выходом товарной продукции в 28,2 тыс. тонн. Около четверти всего улова рыбы идет на консервную обработку. В 1934 году выпуск рыбных консервов составлял 8,6 млн. банок. В 1937 году предполагается пуск в эксплоатацию нового консервного завода в Новом Порту, производительностью в 5 млн. банок. Обский север потребляет привозные продукты: хлеб, транспорти­ руемый из районов Западной Сибири, соль — из района Павлодара, неф­ тяные грузы, поступающие на воду с железной дороги в Тюмени и Омске, товары промышленного производства, идущие также водным путем. Общий грузооборот Нижнеиртышского пароходства определяется в 1935 году в 1047,1 тыс. тонн и по Главсевморпути —в 71,5 тыс. тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz