Советская Арктика. 1936, №4.

122 Советская Арктика • 1936 • Л'з 4 ПОДГОТОВКА КАДРОВ В Морском управлении Для повышения квалификации организо­ ван целый ряд курсов в разных городах и теруправлениях. Ся н в а р я 1936 года в Ленинграде (в поме­ щении Морского техникума) начались заня­ тия курсов по усовершенствованию штур­ манов и механиков. Задача этих курсов — пополнить теоретические познания команд­ ного состава ледоколов. Большая часть преподавателей — высококвалифицирован­ ные работники Главсевморпути. Курсанты получают ежемесячную стипен­ дию в размере 300 руб., бесплатное питание и общежитие. Курсы имеют два отделения: для судо­ механиков и судоводителей с охватом 48 слушателей. Учебный план для судомехаников рас­ считан приблизительно на 600 часов и со­ стоит из следующих дисциплин: паровые машины и котлы, двигатели внутреннего сгорания, судовая электротехника, электро- навигационные приборы,устройства корабля, вспомогательные механизмы, пожарное дело, аварийный ремонт и электросварка, основы сопротивления материалов и детали машин, социально-экономические науки. Учебный план для судоводителей рассчи­ тан приблизительно на то же количество часов и имеет следующие дисциплины: мор­ ская астрономия, навигация с лоцией, элек- тронавигационные приборы, история Аркти­ ки, девиация, гидрология и океанография, метеорология, теория корабля, морская съемка, подрывное дело, социально-экономи­ ческие науки. Курсы по усовершенствованию штурманов и механиков закончат работу 30 апреля, т.е. к началу навигации. С 1 марта в Балаклаве проводятся кратко­ срочные трехмесячные курсы водолазов. Сю­ да направлены 15 лучших пронзводствеи- ников-стахановцев из числа машинистов и кочегаров. Теоретическая программа курсов рассчитана на 140 часов. В программу вхо­ дят водолазное, морское, судоподъемное, аварийно-спасательное и подрывное дело. Кроме того 150 часов отведено на прак­ тику. Слушатели этих курсов обеспечиваются ежемесячной стипендией в размере 150 руб., бесплатным питанием, общежитием, учебны­ ми пособиями н др. Задача курсов—подготовить квалифициро­ ванных водолазов, которые смогли бы не только осмотреть повреждения корабля в подводных его частях, но и сами исправить их. Предполагается приступить к подготовке кадров для вновь строящихся ледоколов: намечено провести специальные курсы для электриков и машинистов. Курсы начнут работу в четвертом квартале текущего года. Кроме специальных курсов по повыше­ нию квалификации ведется на всех кора­ блях постоянная техучеба. На каждом судне, как правило, существуют два кружка: палуб­ ной и машинной команды. В них ведутся за­ нятия по отдельным специальностям (коче­ гары, машинисты, боцманы, рулевые и т. д.) Задача кружков—поднять технический уро­ вень работников каждой специальности. За­ нятия ведет командный состав судна. Стахановцы прикреплены для дополнитель­ ных занятий к отдельным специалистам из комсостава. В качестве примера возьмем ледокол . Л е ­ нин*. Из общего состава экипажа в 114 человек в 1935 году прошли техучебу 93 че­ ловека, из них 83 сдали техэкзамен. Кроме основной программы по повышению квали­ фикации, палубная команда изучила флаж­ ную сигнализацию Морзе и Семафора. Ма­ тросы научились управлению шлюпками под парусами. Весь экипаж обучен гребле. Из палубной команды 20 кочегаров, окончив­ ших техминимум, учатся сейчас на машини­ стов. В текущем году на ледоколе „Ленин' работают кружок техминимума и курсы среднего технического образования. Мурманским управлением были организо­ ваны курсы для повышения квалификации мотористов - практиков зверобойных су­ дов. По окончании курсов 8 человек зачи­ слены в число экзаменующихся при Мурман­ ском мортехникуме название механико&З-го разряда. В Якутском теруправлении с января 1936 года организована техучеба плавсостава; охвачено 58 чел. Начали работать кружки: кочегаров, машинистов, рулевых. По Красноярскому теруправлению нам е чено провести в текущем году курсы по под­ готовке шкиперов (10 чел.), морсѵдоводи- телей (10 чел.), радистов (12 чел1.), все­ го с охватом 153 чел. Намечено обслужить техминимумом 250 чел. из плавсостава и береговых команд и 10 чел. из руководя­ щих работников (начальники пристаней, за­ тонов и др.). По Омскому теруправлению намечено под­ готовить 7 шкиперов и обслужить техмини­ мумом 756 чел. На ледоколе „Красин” (Владивосток) ор­ ганизован техникум, в котором комсостав ведет занятия со всем экипажем по отдель­ ным специальностям. В управлении Воздушной службы Летно-подъемный состав проходит тех­ учебу в порядке командирской учебы. Лет­ чики повышают общую квалификацию и, главным образом, овладевают слепыми и ноч­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz