Советская Арктика. 1936, №4.
С. А. Токарен. Восстания народов Севера против царского режима 105 и вогулов, связанные с миссионерской дея тельностью митрополита Фплофея, который по указу Петра і в 1712—1715 годах объез жал остяцкие и вогульские стойбища и насильственно крестил население. Туземцы несколько раз пытались оказать сопроти вление бесцеремонным действиям миссио нера, причем дело доходило и до вооружен ных столкновений. Более опасными и упорными врагами царского господства на Севере оказались так называемые самоедские племена (ненцы, таьгийцы и другие), стоявшие на более низкой ступени исторического развития сравнительно с остяками, сохра нившие в большей степени свой старин ный патрпархально-родовой уклад. В восста ниях ненцев меньше сказывалась классовая рознь, но зато в большей степени их губила межплеменная вражда. Например, в 1679 году имело место крупное движение надымских „самоедов* (тавгийцев) перекинувшееся затем далее на восток до верхней Хатанги. Надымцы, в количестве бо лее 400 воинов, осадили Обдорский острог, обстреливали его и заодно перебили остав шихся верными Москве „самоедов" и остя ков; однако, узнав о приближающемся рус ском отряде из Березова, сняли осаду и ушли на Надым. В то же время хатангские нен цы (Асицкого рода) произвели нападение на Мангазейский острог. Три дня длился ожесточенный бой казаков с восставшими, но последние и здесь потерпели неудачу,— на этот раз из-за межродовой розни: на ходившиеся поблизости ненцы Селирского и Югутского родов, оставшиеся верными царю, поспешили на помощь русским и отбили нападение на город своих восстав ших единоплеменников. Особенно много беспокойств русской администрации причиняли набеги наиболее воинственных восточных племен — особенно „Карачейской самояди”. Набеги карачейцев на Пустозерский острог повторялись в 1719, 1730, 1732 и 174G годах. Hi Почти в таких же исторических условиях, как „самоеды", находились и тунгусы (эвен ки). Делясь на отдельные роды, враждую щие друг с другом, тунгусы сохраняли в своем внутреннем общественном строе черты патриархально-родового быта. Лишь у части южных тунгусских групп (в При байкалье), связанных экономически и поли тически с бурятскими и монгольскими княжествами, развивались феодальные фор мы общественного строя с неизбежной классовой рознью внутри племени. Князьки этих южных прибайкальских и приангарских племен без сопротивления перешли на служ бу к русским завоевателям, отчасти стремясь найти в них большую опору для своей власти, отчасти рассчитывая освободиться от под чинения бурятским князькзм-феодалам. Эти тунгусские князьки не только подчинились сами, но в качестве „вожей" (проводников) помогали русским казакам покорять бурят и подавлять их восстания. Мы знаем только отдельные мелкие мя тежи южных тунгусов, проявлявшиеся в эпизодических нападениях на казачьи отряды: в 1624—1625 годах (восстание та- сеевских тунгусов), в 1628 году (нападе ние на отряд Перфирьева). Зато те тунгусские роды, которые жили севернее, дальше от влияния южных фео дальных государств, и сохранили более примитивный уклад жизни,— оказали более упорное и длительное сопротивление рус ским. Наибольшей силой и упорством отлича лись восстания охотских тунгусов, тянув шиеся почти без перерыва с 1640-х по 1680-е годы. Тунгусские роды Охотского побережья были впервые объясаченьі казачьим пяти десятником Иваном Москвитиным в 1039 го ду. Вымогательства и насилия ясачных сборщиков вынудили тунгусов вскоре взяться за оружие. В 1647 году восстали тунгусы многих родов, выставив ополчение, по некоторым данным, почти в 1 000 вои нов, и напали на казачий отряд. Казакам удалось отбить нападение, но восставшие подвергли блокаде зимовье, где засели ка заки. Четыре года сидели русские в зимовье, будучи отрезаны от Якутска — русского военно-политического центра в Восточной Сибири. В 1649 году во главе восставших родов стал Комка Бояшинского рода. .При шел со многими воинскими людьми, с своими родники и с иными многими роды“, этот Комка напал на острог, только что построен ный служилыми людьми вместо прежнего зимовья. Нападение было отбито, но бло када продолжалась. Кругом русского ост рога у тунгусов были свои укрепления — „остроги", служившие им базой осады. Только в 1651 году новому отряду служи лых людей, посланному из Якутска под командой Семена Епишева, удалось про рваться в Охотский острог, где русские „сидели в осаде четыре года безвесно ото многих людей ламских тунгусов". Отряд Епишева застал около острожка большое ополчение восставших тунгусов. „ .. Июня в 3-й день пришли морем на усть Охоты реки,— писал Епишев,— и в те поры на устье иноземцев тунгусов было многих ро дов тысеча и больше, и стречади нас збруйны и оружейны, с луки и с копьи, в куя- ках и в шишаках в железных и костяных, и в Охоту пустить не хотели, хотели по бить”. Русские прорвались в острожек, однако блокада не была снята. Столкновения, вы лазки осажденных продолжались некоторое время, но упорство восставших тунгусон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz