Советская Арктика. 1936, №4.
С. А. Токарев. Восстания народов Севера пропит царского режима 103 С. А. ТОКАРЕВ ВОССТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРОТИВ ЦАРСКОГО РЕЖИМА I Московское государство, подчинив в конце XV век:і Новгород и его северные колонии— области, заселенные лопарями, ненцами, коми-зырянами и пермяками, — со второй половины XVI века начало широкое завое вательное движение за Урал. К середине ХѴіІ века в рунах Москвы оказалась вся огромная территория Севера до берегов Тихого океана на востоке и до Амура, Байкала и Алтайских гор на юге. Главнейшей причиной этого движения завоевателей на север и восток была погоня за пушниной, спрос на которую сильно возрос со второй половины XVI века в связи с ростом внешней торговли. Подчиняя туземное население, русские казаки и воеводы заставляли его платить „ясак“ — дань собольими и лисьими мехами. Техника завоевания была довольно одно образна: казаки старались захватить в „ама наты" (заложники) одного-двух членов пле мени или рода, по возможности старшину (,князца“) или родственников последнего и, держа их „за крепким караулом", ,в желе зах” и т. п., принуждали сородичей и со племенников к уплате ясака и „номинков" (подарки царю и воеводам сверх ясака). Для большей верности, казаки заставляли покоренное население приносить „шерть“—• присягу на подданство по туземным обрядам, например, на шкуре медведя и т. п. Вся кие попытки сопротивления или уклонения от уплаты ясака вели за собой кровавый погром туземных стойбищ, захват в рабство („ясырь") женщин и детей, насильственный захват аманатов. Количество пушнины, выкачивавшейся в виде я^ака из туземного населения, было огромно. Так, например, за один 1660 год из одного только Якутского уезда было получено: 12 541 соболь, 2 526 красных лисиц и пр., всего ценностью на 26 оі 1 тогдашних рублей (т. е. более 360 тысяч рублей на деньги XX века). Ценность же всей пуш нин;,!, получавшейся из Сибири, составляла в средине XVII ьека, по некоторым сведе ниям, около 6 10 тысяч рублей в год. Помимо ясака, туземцы страдали от наси лии и вымогательств со стороны воевод, „прикащиков", ясачных сборщиков и прочих ,служилых", д о нас дошли многочисленные жалобы населения на эти насилия и вымо гательства. „Приезжают-де к нам в ясачные волости ясачные сборщики многолюд ством,— жаловались якуты в 1700 го д у ,— человек по 11 н по 15 и ездят-де в год по трижды и по четырежды, да к ним же де приезжают в волости служилые люди для выбою с ясаком в город, и по ярлы кам, — подъячие и денщики, их и родников их грабят и разоряют"... Едва ли не тяжелее еще доставалось народам Севера от русских „торговых и промышленных людей”. Торговцы за возили в туземные стойбища свои то вары: бисер, железные изделия и нр. и „наметывали" их „сильно" (т. е. насиль ственно) туземцам, а потом, с помощью служилых людей, собирали со своих „дол жников" меха: „И те де им промышленные люди, — жаловались колымские юкагиры в 1660-х годах, — в ясачном зимовье чинят обиды и насильства большге, пуще служи лых людей, и ходят по их юртам, за свои железные войсковые недоплатные товары, за соболи емлют парки и постели, и чюни одирают и всяким борошнем емлют". Б довершение бедствии, обрушившихся на туземцев, русские завоеватели, особенно „промышленные люди', стали подрывать самую основу существования охотничьих племен Севера, захватывая их охотничьи угодья и хищнически истребляя пушных зверей. Уже в 164'.) году, как узнаем мы из царской грамоты, в районе Якутска (где русские появились менее двух десятков лет перед этим) промышленные люди „опромыш- ляли“ соболя, и якутам нечем стало платить ясак. Пауперизация коренного населения вела к широкому развитию рабства и кабалы. Многие туземцы были вынуждены продавать и закладывать своих детей, жен и род ственников в рабство русским или своим князькам. Сохранилась закладная 167У года, по которой якут-бедняк закладывает свою жену служилому человеку „в работу" на 12 лет за 21 рубль. Частым явлением становились голодовки. „А ныне де ясачные люди Нанагирские тунгусы голодны. — писалось из Олекмин- ского острожка в 1647 году; — и соболей де не могут промышлять, оленишка свои приели. А которые ясачные люди и к острогу приходят, и one голодны ж, и говорят, — меня де посадите в аманаты, а иной гово рит,— у меня де сына возьмите в аманаты*. Только под угрозой голодной смерти могли свободолюбивые тунгусы проситься „в ама наты"; сидя в цепях за запорами, погибая от болезней и истощения, аманаты все же получали полуголодный паек. II Народы Севера не раз пытались восставать с целью вернуть себе свободу. Восстания покоренных племен, вспыхивая, затихая и вновь разгораясь, тянутся почти беспрерыв ной полосой, начиная с момента завоевания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz