Советская Арктика. 1936, №4.
102 Советская Арктика • 1936 • № 4 подошла вплотную к нему, считая эту область для себя неинтересной. Между тем, среди них был один отряд во главе с Кен неди, посланный женой Франклина спе циально для изучения района Бутии — единственного южного района, до сих пор не тронутого поисковыми партиями. Уди вительно, как настойчиво отрицало адми ралтейство возможность нахождения здесь пропавшей экспедиции, тогда как нетрудно было предположить, что Франклин попы тается искать спасения как раз поблизости устья реки Большой Рыбной, хотя бы уже потому, что пятнадцатью годами раньше именно сюда была направлена спасательная экспедиция Бэка, имевшая задание отыскать и выручить считавшуюся пропавшей экспе дицию Джона Росса. К сожалению, Кеннеди посетил только самую северную оконечность полуострова Бутии и не дошел, таким обра зом, до места гибели людеіі Франклина. Последняя большая правительственная экспедиция 1852 года, возглавлявшаяся Бельчером, получила указание обратить все свое внимание на изучение области Веллинг- юнова канала. Таким образом, центр внима ния был в этом году перенесен с Земли Банк са на район, лежащий еще дальше к северу. Когда же многочисленные санные вылазки с корабля начальника экспедиции во все сто роны от места его зимовки в северной части этого канала не дали никаких результатов, тогда адмиралтейство заявило, что оно сдела ло все возможное, чтобы разыскать Франк лина, но это оказалось не в его силах, и что Франклин несомненно погиб вместе со всеми своими спутниками, причем установить ме сто катастрофы является невозможным. IV Из всего сказанного достаточно ясно видно, какова была роль английского адми ралтейства в деле организации и поддержки поисков Франклина и его товарищей. Оно сделало очень много в этом направлении в начале поискового периода и резко сокра тило свою деятельность к концу его. Это не был естественный процесс подъема и сниже ния настроения. Достаточно вспомнить, что отказ адмиралтейства в помощи как раз со впал во времени с получением первых точ ных сведений о местопребывании Франклина. Отказ адмиралтейства был продиктован нежеланием тратить деньги на дело, не сулящее никакой прибыли. Ведь надежд на то, что кто-либо из спутников Франклина жив, к этому времени не осталось уже никаких. Неудача экспедиции должна была рассматриваться как неудача только самой экспедиции, а потому следовало ре тироваться, забросить и заставить забыть это печальное дело, — так приблизительно рассуждали и действовали руководители английского адмиралтейстьа. В заключение необходимо сказать не сколько слов по поводу „технического оснащения" экспедиции Франклина. Выше было указано, что „Эребус“ и «Террор* были винтовыми пароходами, однако основ ной двигающей силой продолжал в то время считаться надутый ветром парус. Корабли были деревянные, солидной постройки. Мо реходный инструмент был по тому времени наиболее совершенный и .вызывавший все общее удивление", как сказано в одном из старых описаний кораблей экспедиции. Не было на кораблях Франклина только средств связи с внешним миром. Не подлежит ника кому сомнению, что наличие радиопередат чика на „Эребусе" исключило бы возмож ность гибели экспедиции Франклина. Известен курьезный случай, когда на по иски одной из давно ушедших поисковых экспедиций была снаряжена другая, день выхода которой совпал с днем неожидан ного возвращения первой.Такую же службу, как радио, могли бы оказать не существо вавшие в то время самолеты, которые, не сомненно, легко открыли бы местопребы вание „Эребуса" и „Террора". Современ ники франклиновской трагедии работали вслепую, и потому им не удалось спасги никого из членов экспедиции. Работа вслепую представляла основную трудность прежних полярных исследований, трудность, преодоленную техникой и пла новой организованностью лишь советскими полярниками. Наиболее остроумный и пе редовой способ передачи сообщения на расстояние в экспедиционных условиях того времени состоял в разбрасывании письменных сообщений на цветных листоч ках бумаги с помощью крошечных воздуш ных шаров, лопающихся при достижении определенной высоты. Другой способ со стоял в разбрасывании в море закупоренных бутылок с записками. Третий метод передачи необходимых сведений состоял в выписыва нии содержания их огромными буквами на высоких скалах красками, по цвету резко отличающимися от цвета самой скалы. В настоящее время трудно ctoe пред ставить ту степень оторванности, на какую обрекал себя, уходя в Арктику, полярный исследователь прошлого века. Ледоколы, аэропланы, полярные станции и радиосвязь показались бы ему сказкой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz