Советская Арктика. 1936, №4.

102 Советская Арктика • 1936 • № 4 подошла вплотную к нему, считая эту область для себя неинтересной. Между тем, среди них был один отряд во главе с Кен­ неди, посланный женой Франклина спе­ циально для изучения района Бутии — единственного южного района, до сих пор не тронутого поисковыми партиями. Уди­ вительно, как настойчиво отрицало адми­ ралтейство возможность нахождения здесь пропавшей экспедиции, тогда как нетрудно было предположить, что Франклин попы­ тается искать спасения как раз поблизости устья реки Большой Рыбной, хотя бы уже потому, что пятнадцатью годами раньше именно сюда была направлена спасательная экспедиция Бэка, имевшая задание отыскать и выручить считавшуюся пропавшей экспе­ дицию Джона Росса. К сожалению, Кеннеди посетил только самую северную оконечность полуострова Бутии и не дошел, таким обра­ зом, до места гибели людеіі Франклина. Последняя большая правительственная экспедиция 1852 года, возглавлявшаяся Бельчером, получила указание обратить все свое внимание на изучение области Веллинг- юнова канала. Таким образом, центр внима­ ния был в этом году перенесен с Земли Банк­ са на район, лежащий еще дальше к северу. Когда же многочисленные санные вылазки с корабля начальника экспедиции во все сто­ роны от места его зимовки в северной части этого канала не дали никаких результатов, тогда адмиралтейство заявило, что оно сдела­ ло все возможное, чтобы разыскать Франк­ лина, но это оказалось не в его силах, и что Франклин несомненно погиб вместе со всеми своими спутниками, причем установить ме­ сто катастрофы является невозможным. IV Из всего сказанного достаточно ясно видно, какова была роль английского адми­ ралтейства в деле организации и поддержки поисков Франклина и его товарищей. Оно сделало очень много в этом направлении в начале поискового периода и резко сокра­ тило свою деятельность к концу его. Это не был естественный процесс подъема и сниже­ ния настроения. Достаточно вспомнить, что отказ адмиралтейства в помощи как раз со­ впал во времени с получением первых точ­ ных сведений о местопребывании Франклина. Отказ адмиралтейства был продиктован нежеланием тратить деньги на дело, не сулящее никакой прибыли. Ведь надежд на то, что кто-либо из спутников Франклина жив, к этому времени не осталось уже никаких. Неудача экспедиции должна была рассматриваться как неудача только самой экспедиции, а потому следовало ре­ тироваться, забросить и заставить забыть это печальное дело, — так приблизительно рассуждали и действовали руководители английского адмиралтейстьа. В заключение необходимо сказать не­ сколько слов по поводу „технического оснащения" экспедиции Франклина. Выше было указано, что „Эребус“ и «Террор* были винтовыми пароходами, однако основ­ ной двигающей силой продолжал в то время считаться надутый ветром парус. Корабли были деревянные, солидной постройки. Мо­ реходный инструмент был по тому времени наиболее совершенный и .вызывавший все­ общее удивление", как сказано в одном из старых описаний кораблей экспедиции. Не было на кораблях Франклина только средств связи с внешним миром. Не подлежит ника­ кому сомнению, что наличие радиопередат­ чика на „Эребусе" исключило бы возмож­ ность гибели экспедиции Франклина. Известен курьезный случай, когда на по­ иски одной из давно ушедших поисковых экспедиций была снаряжена другая, день выхода которой совпал с днем неожидан­ ного возвращения первой.Такую же службу, как радио, могли бы оказать не существо­ вавшие в то время самолеты, которые, не­ сомненно, легко открыли бы местопребы­ вание „Эребуса" и „Террора". Современ­ ники франклиновской трагедии работали вслепую, и потому им не удалось спасги никого из членов экспедиции. Работа вслепую представляла основную трудность прежних полярных исследований, трудность, преодоленную техникой и пла­ новой организованностью лишь советскими полярниками. Наиболее остроумный и пе­ редовой способ передачи сообщения на расстояние в экспедиционных условиях того времени состоял в разбрасывании письменных сообщений на цветных листоч­ ках бумаги с помощью крошечных воздуш­ ных шаров, лопающихся при достижении определенной высоты. Другой способ со­ стоял в разбрасывании в море закупоренных бутылок с записками. Третий метод передачи необходимых сведений состоял в выписыва­ нии содержания их огромными буквами на высоких скалах красками, по цвету резко отличающимися от цвета самой скалы. В настоящее время трудно ctoe пред­ ставить ту степень оторванности, на какую обрекал себя, уходя в Арктику, полярный исследователь прошлого века. Ледоколы, аэропланы, полярные станции и радиосвязь показались бы ему сказкой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz