Советская Арктика. 1936, №4.
98 Советская Арктика ■1936 • № Л и по сегодняшний день. Печальным послед ствием создавшегося положения оказалась растерянность начальников многочисленных кораблей, скопившихся на рейде острова ьичи, которые не знали, в каком направле нии следует искать бесследно исчезнувшую экспедицию. Некоторые следы ее пребывания удалось, правда, обнаружить неподалеку от острова Бичи, главным образом вдоль восточного берега канала Веллингтона. Это обстоя- тельсіво послужило основанием для части поисковых отрядов перенести свою дея тельность сюда, причем некоторые из авто ритетных руководителей экспедиций 1850— 1851 годов впервые высказали предполо жение, что Франклин избрал именно этот путь и что вероятнее всего его следует в настоящий момент искать где-нибудь за областью выхода из канала Веллингтона, а может быть даже у самых Сибирских бе регов. Последнее было, конечно, следствием увлечения теорией открытого моря. Пра вильным же оказалось то, что Франклин действительно проходил Веллингтоновым каналом до 77° сев. широты. Но почему-то никто не посчитался с возможностью воз вращения Франклина отсюда в пролив Бэр роу, как это в действительности имело место. Тем временем часть поисковых экспеди ций безуспешно продолжала обследование островов, прилегающих с южной стороны к проливу Бэрроу. Между тем именно тут, через так называемый пролив Пиля, разде ляющий острова Северный Соммерсет и Принца Уэльского, прошли корабли про павшей экспедиции. Заявление, сделанное однажды исследователями, осматривавшими побережье этих островов, отвратило позд нейшие поисковые отряды от повторного по сещения их, тогда как следуя именно этим путем легче всего было бы достигнутьуспеха, обнаружить людей Франклина и может быть даже еще спасти некоторых из них. Б течение лета 1846 года Франклину уда лось миновать пролив ГІиля и выйти в мо ре, омывающее с севера землю Короля Вильяма. Здесь Франклин остановился, так как, хотя восточная часть этого водного пространства была свободна от льда, зато на западе стояла непроходимая ледяная стена, упиравшаяся на севере в остров Принца Уэльского, а на юге — в землю Короля Вильям'а. Эта остановка погубила экспедицию. Франклин совершил роковую ошибку, положившись на правильность взгляда Джемса Росса, предполагавшего существование сухопутной связи между Землей Короля Вильяма и американским материком. В момент, когда на востоке была чистая вода, Франклин предпочел оставаться у северной оконечности этой земли в ожидании, что ветры раздвинут льды и откроют ему возможность пройти вдоль западного ее побережья. Если бы он решился пойти восточной стороной с тем, чтобы проверить правильность старого мне ния о полуостровном характере Земли Ко роля Вильяма, то он не только бы спас себя и всех своих спутников, но открыл бы Северо-западный проход, доказал бы, что земля Короля сильяма — остров, и даже, возможно, пробрался бы значительно далее, в западном направлении, если только не вышел бы к самому Берингову пролиг> Но 12 сентября 1846 года оба корабля были затерты льдами, крепко схватившими их своими холодными тисками с тем, чтобы вскоре раздавить их и пустить на дно» Зимовка 1846/47 года среди дрейфующих льдов была очень трудной. В мае 1847 года один из лейтенантов Франклина отправился во главе отряда из шести человек на санях через остров разы скивать путь на юг. Близ мыса Победы им был оставлен документ, в котором- ко ротко описано все, что произошло в экс педиции до этого времени. Отряд вернулся на судно и нашел весь экипаж погружен ным в глубокую печаль: начальник экспе диции Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года. Джон Франклин стоял выше большин ства английских офицеров того времени, насаждавших среди матросов палочную дисциплину. Печаль офицеров и команды „Эребуса“ и „Террора" по поводу смерти начальника, надо полагать, была искрен ней. К этому чувству примешивалось несо мненно другое, еще усиливавшее скорбь о погибшем: ведь никто не мог итти в срав нение с Франклином по опытности в арк тических путешествиях, а положение на кораблях было в это время очень незавид ным и требовало сильного, энергичного руководства. Руководство экспедицией перешло к ка питану „Террора" — Крозье, участнику мно гих арктических плаваний, после Франк лина, наиболее опытному полярнику. Лето 1847 года не освободило кораблей из тисков льда. К осени положение стало катастрофическим. Продовольствия остава лось всего лишь на несколько месяцев. При встрече с китоловами летом 1845 года Франк лин сообщил им, что он обеспечен продук тами на полных пять лет и рассчитывает продержаться еще два года, если это ока жется необходимым. Но в то время он еще не знал, что огромные запасы консервиро ванного мяса, поставленные экспедиции фабрикантом Гольднером, никуда не го дятся и будут выброшены за борт. Фа брикант Гольднер — главный виновник ги бели экспедиции, но он был не один: тяжелую ответственность за трагиче ский конец более ста человек разделяет с ним вся капиталистическая система, плотью от плоти которой являлся капи талист Гольднер. Медленно дрейфовал к югу лед вместе со своими пленниками. Однако, в сентябре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz