Советская Арктика. 1936, №4.

98 Советская Арктика ■1936 • № Л и по сегодняшний день. Печальным послед­ ствием создавшегося положения оказалась растерянность начальников многочисленных кораблей, скопившихся на рейде острова ьичи, которые не знали, в каком направле­ нии следует искать бесследно исчезнувшую экспедицию. Некоторые следы ее пребывания удалось, правда, обнаружить неподалеку от острова Бичи, главным образом вдоль восточного берега канала Веллингтона. Это обстоя- тельсіво послужило основанием для части поисковых отрядов перенести свою дея­ тельность сюда, причем некоторые из авто­ ритетных руководителей экспедиций 1850— 1851 годов впервые высказали предполо­ жение, что Франклин избрал именно этот путь и что вероятнее всего его следует в настоящий момент искать где-нибудь за областью выхода из канала Веллингтона, а может быть даже у самых Сибирских бе­ регов. Последнее было, конечно, следствием увлечения теорией открытого моря. Пра­ вильным же оказалось то, что Франклин действительно проходил Веллингтоновым каналом до 77° сев. широты. Но почему-то никто не посчитался с возможностью воз­ вращения Франклина отсюда в пролив Бэр­ роу, как это в действительности имело место. Тем временем часть поисковых экспеди­ ций безуспешно продолжала обследование островов, прилегающих с южной стороны к проливу Бэрроу. Между тем именно тут, через так называемый пролив Пиля, разде­ ляющий острова Северный Соммерсет и Принца Уэльского, прошли корабли про­ павшей экспедиции. Заявление, сделанное однажды исследователями, осматривавшими побережье этих островов, отвратило позд­ нейшие поисковые отряды от повторного по­ сещения их, тогда как следуя именно этим путем легче всего было бы достигнутьуспеха, обнаружить людей Франклина и может быть даже еще спасти некоторых из них. Б течение лета 1846 года Франклину уда­ лось миновать пролив ГІиля и выйти в мо­ ре, омывающее с севера землю Короля Вильяма. Здесь Франклин остановился, так как, хотя восточная часть этого водного пространства была свободна от льда, зато на западе стояла непроходимая ледяная стена, упиравшаяся на севере в остров Принца Уэльского, а на юге — в землю Короля Вильям'а. Эта остановка погубила экспедицию. Франклин совершил роковую ошибку, положившись на правильность взгляда Джемса Росса, предполагавшего существование сухопутной связи между Землей Короля Вильяма и американским материком. В момент, когда на востоке была чистая вода, Франклин предпочел оставаться у северной оконечности этой земли в ожидании, что ветры раздвинут льды и откроют ему возможность пройти вдоль западного ее побережья. Если бы он решился пойти восточной стороной с тем, чтобы проверить правильность старого мне­ ния о полуостровном характере Земли Ко­ роля Вильяма, то он не только бы спас себя и всех своих спутников, но открыл бы Северо-западный проход, доказал бы, что земля Короля сильяма — остров, и даже, возможно, пробрался бы значительно далее, в западном направлении, если только не вышел бы к самому Берингову пролиг> Но 12 сентября 1846 года оба корабля были затерты льдами, крепко схватившими их своими холодными тисками с тем, чтобы вскоре раздавить их и пустить на дно» Зимовка 1846/47 года среди дрейфующих льдов была очень трудной. В мае 1847 года один из лейтенантов Франклина отправился во главе отряда из шести человек на санях через остров разы­ скивать путь на юг. Близ мыса Победы им был оставлен документ, в котором- ко­ ротко описано все, что произошло в экс­ педиции до этого времени. Отряд вернулся на судно и нашел весь экипаж погружен­ ным в глубокую печаль: начальник экспе­ диции Джон Франклин скончался 11 июня 1847 года. Джон Франклин стоял выше большин­ ства английских офицеров того времени, насаждавших среди матросов палочную дисциплину. Печаль офицеров и команды „Эребуса“ и „Террора" по поводу смерти начальника, надо полагать, была искрен­ ней. К этому чувству примешивалось несо­ мненно другое, еще усиливавшее скорбь о погибшем: ведь никто не мог итти в срав­ нение с Франклином по опытности в арк­ тических путешествиях, а положение на кораблях было в это время очень незавид­ ным и требовало сильного, энергичного руководства. Руководство экспедицией перешло к ка­ питану „Террора" — Крозье, участнику мно­ гих арктических плаваний, после Франк­ лина, наиболее опытному полярнику. Лето 1847 года не освободило кораблей из тисков льда. К осени положение стало катастрофическим. Продовольствия остава­ лось всего лишь на несколько месяцев. При встрече с китоловами летом 1845 года Франк­ лин сообщил им, что он обеспечен продук­ тами на полных пять лет и рассчитывает продержаться еще два года, если это ока­ жется необходимым. Но в то время он еще не знал, что огромные запасы консервиро­ ванного мяса, поставленные экспедиции фабрикантом Гольднером, никуда не го­ дятся и будут выброшены за борт. Фа­ брикант Гольднер — главный виновник ги­ бели экспедиции, но он был не один: тяжелую ответственность за трагиче­ ский конец более ста человек разделяет с ним вся капиталистическая система, плотью от плоти которой являлся капи­ талист Гольднер. Медленно дрейфовал к югу лед вместе со своими пленниками. Однако, в сентябре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz