Советская Арктика. 1936, №4.

Исторические заметки Л. О. РЕТОВСКИЙ ПОЧЕМУ ІІОГІІБ ДЖОН ФРАНКЛИН I В 1935 году’ исполни­ лось '. 0 лет со времени знаменитой арктической экспедиции Джона Фран­ клина. Т р а ги ч е ск а я судьба этой экспедиции глубоко поразила современников. Сто двадцать девять че­ ловек нашли смертьсреди льдов арктического архи­ пелага Америки, ни один из них не спасся, удалось найти только немногие трупы. О жизни и гибели экспедиции узнали по найденным случайным предметам, среди которых не оказалось документов, кроме одного официа іь- ного сообщения, обнару­ женного под грудой кам­ ней. Весть о гибели экспедиции пришла спустя одиннадцать лет. За этот период девятна­ дцать крупных и десятки мелких экспеди­ ций тщетно искали следы Франклина и его спутников. Безуспешность поисков давала повод считать безумием всякое исследо­ вание полярных стран, а поиски пропав­ ших расценивать как безнадежную затею. Почему десяткам кораблей и сотням лю­ дей, руководимым большею частью смелыми и предприимчивыми начальникам'*, так долго не удавалось разрешить поставленную перед ними задачу? На этот вопрос мы получим ответ, если проанализируем условия возник­ новения, работы и гибели Франклішовской экспедиции, а также условия работы пои­ сковых отрядов, и сравним их с теми усло­ виями, в каких осваивают Арктику люди каіпеіі страны. Целью экспедиции Франклина были поиски Северо-западного прохода, откры­ тие сулило британской торговле и британ­ скому военному могуществу большие вы­ годы. Первые попытки открытия морского пути на севере Америки относятся к XVII столе­ тию; в XVIII веке Джемс Кук прошел Беринговым пролив ;м вдоль Амери­ канского побережы’, уста- 1 ‘вив его значительную протяженность. Открытие Кука охладило сторонни­ ков возобновления по­ исков Северо-западного прохода, и в восемнадца­ том веке новых попыток не возникает. Только в 1818 году снова всплыла эта идея, и на этот раз английское адмиралтей­ ство согласилось органи­ зовать специальную экс­ педицию. Джон Франклин был участником экспедиции 1818 года. Он командовал вспомогательным кора­ блем в отряде, имевшем задание пройти к Берингову проливу наи­ более коротким и прямым путем, т. е. через полюс. Предприятие 1818 года кончилось полной неудачей. Отряд Франклина столкнулся с непроходимыми массами льда и, ничего не добившись, повернул обратно. В течение 1819— 1839 было предпринято семь крупных морских экспедиций и четыре сѵхопутно-шлюпочных путешествия. Парри, Бичи, Джои Росс, Джемс Росс, Франклин, Бэк, Симпсон и другие исследователи про­ делали грандиозную р а б оту по соста­ влению новой карты и изучению при­ роды Арктики. Но основная задача оста­ валась все же нерешенной: Северо-западный проход был попрежнему закрыт, существо­ вание северной водной связи между Атлан­ тическим и Тихим океаном все еще не было доказано. Правда, почти все северное по­ бережье Америки было к этому времени уже нанесено на карту, и только неболь­ шой участок севера Америки в районе полуострова Бутии и Земли Короля Вильяма o f Р I — ѴЧ; Щ V " ѵ . m k * ЯГ ' 9 Джон Франклин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz