Советская Арктика. 1936, №3.

94 Советская Арктика • 1936 • № 3 вает сколько-нибудь заметного влияния на ледовые условия. ■ На островах I и Кирова найден уголь, но впредь до производства анализов при­ ходится воздержаться от заключений о про­ мышленном значении этих довольно мощных месторождений. Все гидрологические и гидробиологи­ ческие работы были выполнены по строгому плану; густая сеть станций восточной части Карского моря примерно до параллели 78°15' укладывается на синхронные разрезы, и контролем всей работы являются семь суточных и одна полусуточная станция, а также определение скоростей и направле­ ний течений вертушкой Экмана-Мерца на одиннадцати станциях. Все эти работы свя­ заны с изучением лоции трассы. С чисто гидрологической точки зрения интересна связь, которая будет установлена с итогами работ Западносибирского гидро­ графического управления в устьях Оби, Енисея и Пясины и с итогами работ .Садко" у Северной Земли. Экспедицией на „Малы­ гине* отмечено резкое повышение темпера­ туры в поверхностном слое к северу и к северо-западу от архипелага. Там, где в 1930 и 1У34 годах температура воды не поднималась выше —1,5°, в июле 1935 года было измерено + 4 ° , а в августе -г 7°. Независимо от причин этой аномалии не­ сомненно то, что реки Западной Сибири влияют на ледовый режим Карского моря. Систематические гидрологические наблюде­ ния в их бассейнах и устьях уточнят ледо­ вые прогнозы. Наиигаиионно-промерная группа, возглав­ лявшаяся Ю. К. Петровым, применяла усовер­ шенствованные методы счисления, обращая особое внимание на учет дрейфа и уточне­ ние пути при плавании переменными кур­ сами во льдах. Несколько сот астрономи­ ческих определений экспедиционного со­ става и судовых штурманов, частые подходы к островам, точные наблюдения А. И. Бло­ хина, определившего при наиболее выгод­ ных условиях десять астрономических пунк­ тов на берегу и три вспомогательных точки на льду, и, наконец, безукоризненное дей­ ствие гирокомпаса, установленного и нахо­ дившегося в течение всего плавания под наблюдением А. И. Краснова, — таковы факторы, обеспечившие точное вычисление пути .Малыгина*. Учитывая полученные данные,навигацион­ ная карта'Карского моря, в пределах трассы, будет составлена заново. Ось трассы прой­ дет ломаной .линией между 1 мелководьями и банками, обнаруженными в ,1935 году „Ермаком* и .Малыгиным* и, отчасти, в 1934 году .Седовым*. Места глубин, из­ меренных в прежние годы, будут по воз­ можности перевычислены. Значительно уточняются подробные карты северного района. Здесь, кроме камней, обнаруженных .Сталинградом* к NW от острова Сталинец, экспедицией найдены небольшие глубины к весту от полуострова Михайлова и выяс­ нен ряд подробностей по фарватеру, подле­ жащему еще гидрографическому тралению. Установлено также отсутствие островов Брюзевиц, трех островов в районе между островами Скотт-Гансен и Рингнес и острова „п. с “, 1 виденного в 1932 году .Русановым*; вернее, остров „п. с“ является островом Воронина. А. И. Красновым сделаны ценные выводы относительно возможности и целесообраз­ ности применения в Арктике гирокомпаса. Этот ценный прибор с успехом выдержал испытания, и требуются лишь незначительные технические усовершенствования. Вместе с тем доказана выносливость гирокомпаса (изготовленного мастерской мореходных инструментов', проработавшего без оста­ новки ’4о суток. Впредь до установки на всех судах гиро­ компасов и при технических затруднениях установки гирокомпасов на мелких судах, в комплекс гидрографических исследований в Арктике должно входить изучение зем­ ного магнетизма. Успешные работы П. Е. Фе- дулова явились продолжением и в извест­ ной мере завершением его прошлогодних исследований на .Седове*. К навигации 1936 года будет изготовлена карта магнитных склонений, на которой изогоны будут проведены с точностью 0,5е, а в некоторых районах еще точнее. 1 .Положение сомнительно* (условное обозначение на морских картах в тех слу­ чаях, когда точное местоположение неиз­ вестно).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz