Советская Арктика. 1936, №3.

И. А. Киреев. Экспедиция на . Малыгине образом, из-за нехватки судов, специальное гидрографическое судно .Малыгин* было отвлекаемо для выполнения других задач. Для длительных и систематических научно- исследовательских работ в Западном и в Восточном секторах; Северного морского пути следовало бы предоставить специаль­ ный ледокол (а не ледокольный пароход), имеющий оборудованные помещения и ла­ боратории, располагающий моторными ка­ терами для высадки партий л производства промеров на обнаруженных в пути банках и отмелях. Ледокольные пароходы, временно откомандировываемые для гидрографических работ, обычно не успевают закончить теку­ щий ремонт и выходят в море с различными дефектами; кроме того, на них труднее устанавливать специальные приборы, ле­ бедки и другие приспособления. Необходимо повышать качество приборов, в особенности в технике судового промера, которая на .Малыгине*, несмотря на дости­ гнутые результаты, была далеко не совер­ шенна. За отсутствием электрической ле­ бедки пользовались обычной вьюшкой типа Томсона, требовавшей участия двух-трех человек и не позволявшей измерять глу­ бины более 450 метров. II Гидрографические работы в районе между мысом Желания и мысом Неупокоева, за исключением стоянки вследствие штормов и бункеровки, заняли 70 дней. Таким обра­ зом, благоприятные ледовые условия 1935 года в Карском море были полностью использованы для изучения одного из труд­ нейших участков Северного морского пути— от острова Диксона до пролива Вилькиц­ кого. Природа создала здесь естественный барьер, окаймляющий с севера зону трассы, кото­ рая на юге сливается с шхерным райоцом. Острова Свердрупа, Арктического института, .Известий ЦИК“, безымянные острова, от­ крытые .Малыгиным", с расположенными к югу и юго-западу от них мелководьями и банками, острова Орловского, Кирова и Воронина вытянулись вдоль трассы наподо­ бие гряды, существенно влияющей на усло­ вия плавания. В тяжелые годы она прикры­ вает зону трассы от напора льдов с севера. Правда, лучшей защитой от льдов являются поверхностные течения, отжимающие льды к северу, но это положительное их влияние сказывается лишь в благоприятные годы и в течение короткого промежутка времени (от середины июля до середины сентября). Кроме того, существуют компенсационные течения, к которым, повидимому, относится течение у острова Кирова, в августе 1935 года три дня подряд гнавшее ледяные поля к югу почти против ветра. При известном сочета­ нии ветра и приливо-отливного течения в районе, непосредственно примыкающем к островам, образуются разводья, которых в это же время в открытом море может не наблюдаться; это еще один положительный ф актор— результат наличия островов и ба­ нок. Наконец, острова наравне с шхерами, расположенными по другую сторону от зоны трассы, — лучшие опорные пункты для си­ стематического судового промера, которым необходимо в ближайшие годы покрыть всю зону трассы. Для того чтобы этот промер отличался достаточной точностью, опорные точки должны быть надежно определены, а острова верно нанесены на карту, что и сделала экспедиция на „Малыгине”. Работая в конце июля в районе к осту и к норд-осту от острова Уединения, экспеди­ ция нигде не видела признаков льда и .ис­ пользовала это обстоятельство для продви­ жения на зюйд-ост в район, где должны были находиться острова Орловского и Ки­ рова, обнаруженные в 1934 году .Ермаком*. В действительности, здесь оказалось семь островов, из которых самый большой и са­ мый высокий, имеющий в длину 10 миль и в ширину 6 миль, возвышающийся над уровнем моря на 53 метра и лові о име­ нуемый 1, является, повидимому, остро­ вом Исаченко, открытым е ще в 1930 году .Седовым*, и, но разъяснению В. Ю. Визе, неверно нанесенным на картах издания 1932—1935 годов. Высадка береговой партии на остров I про­ текала в тяжелых условиях, успешно закон­ чившись лишь благодаря исключительной энергии команды .Малыгина* доставившей груз по припаю и на шлюпках. Мощный припай, достигавший в ширину 11% мили и значительно ослабленный необычайно теп- лойструей поверхностного течения, во время высадки оторвался от острова, разрушив систему переправы. Весьма полезными оказа­ лись широкие лыжи, служившие полозьями; никакие нарты и сани не выдерживают с ними сравнения. Береговая партия, заснявшая в течение 50 дней острова I, II и V вместе с отделяю­ щимися от них длинными песчаными косами жила в палатках и чувствовала себя совсем не плохо. С внешним миром поддержива­ лась односторонняя связь радиоприемником. База находилась на острове 1, где произво­ дились также метеорологические и фут- шточные наблюдения. Рекордной по скорости оказалась съемка острова Кирова, произведенная особой топографической партией, высадившейся лишь на несколько дней, а в остальное время работавшей на судне. Этой же пар­ тией были засняты острова Крайний, Белуха и Воронина. Первые два находятся в шхе­ рах, а последний несколько в стороне от островного района, в 17 милях севернее, чем показано на картах издания 1932— 1935 годов. Этот совершенно бесплодный песчаный остров, возвышающийся над уров­ нем моря всего на 10—12 метров, не оказы­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz