Советская Арктика. 1936, №3.
И. А. Киреев. Экспедиция на . Малыгине образом, из-за нехватки судов, специальное гидрографическое судно .Малыгин* было отвлекаемо для выполнения других задач. Для длительных и систематических научно- исследовательских работ в Западном и в Восточном секторах; Северного морского пути следовало бы предоставить специаль ный ледокол (а не ледокольный пароход), имеющий оборудованные помещения и ла боратории, располагающий моторными ка терами для высадки партий л производства промеров на обнаруженных в пути банках и отмелях. Ледокольные пароходы, временно откомандировываемые для гидрографических работ, обычно не успевают закончить теку щий ремонт и выходят в море с различными дефектами; кроме того, на них труднее устанавливать специальные приборы, ле бедки и другие приспособления. Необходимо повышать качество приборов, в особенности в технике судового промера, которая на .Малыгине*, несмотря на дости гнутые результаты, была далеко не совер шенна. За отсутствием электрической ле бедки пользовались обычной вьюшкой типа Томсона, требовавшей участия двух-трех человек и не позволявшей измерять глу бины более 450 метров. II Гидрографические работы в районе между мысом Желания и мысом Неупокоева, за исключением стоянки вследствие штормов и бункеровки, заняли 70 дней. Таким обра зом, благоприятные ледовые условия 1935 года в Карском море были полностью использованы для изучения одного из труд нейших участков Северного морского пути— от острова Диксона до пролива Вилькиц кого. Природа создала здесь естественный барьер, окаймляющий с севера зону трассы, кото рая на юге сливается с шхерным райоцом. Острова Свердрупа, Арктического института, .Известий ЦИК“, безымянные острова, от крытые .Малыгиным", с расположенными к югу и юго-западу от них мелководьями и банками, острова Орловского, Кирова и Воронина вытянулись вдоль трассы наподо бие гряды, существенно влияющей на усло вия плавания. В тяжелые годы она прикры вает зону трассы от напора льдов с севера. Правда, лучшей защитой от льдов являются поверхностные течения, отжимающие льды к северу, но это положительное их влияние сказывается лишь в благоприятные годы и в течение короткого промежутка времени (от середины июля до середины сентября). Кроме того, существуют компенсационные течения, к которым, повидимому, относится течение у острова Кирова, в августе 1935 года три дня подряд гнавшее ледяные поля к югу почти против ветра. При известном сочета нии ветра и приливо-отливного течения в районе, непосредственно примыкающем к островам, образуются разводья, которых в это же время в открытом море может не наблюдаться; это еще один положительный ф актор— результат наличия островов и ба нок. Наконец, острова наравне с шхерами, расположенными по другую сторону от зоны трассы, — лучшие опорные пункты для си стематического судового промера, которым необходимо в ближайшие годы покрыть всю зону трассы. Для того чтобы этот промер отличался достаточной точностью, опорные точки должны быть надежно определены, а острова верно нанесены на карту, что и сделала экспедиция на „Малыгине”. Работая в конце июля в районе к осту и к норд-осту от острова Уединения, экспеди ция нигде не видела признаков льда и .ис пользовала это обстоятельство для продви жения на зюйд-ост в район, где должны были находиться острова Орловского и Ки рова, обнаруженные в 1934 году .Ермаком*. В действительности, здесь оказалось семь островов, из которых самый большой и са мый высокий, имеющий в длину 10 миль и в ширину 6 миль, возвышающийся над уровнем моря на 53 метра и лові о име нуемый 1, является, повидимому, остро вом Исаченко, открытым е ще в 1930 году .Седовым*, и, но разъяснению В. Ю. Визе, неверно нанесенным на картах издания 1932—1935 годов. Высадка береговой партии на остров I про текала в тяжелых условиях, успешно закон чившись лишь благодаря исключительной энергии команды .Малыгина* доставившей груз по припаю и на шлюпках. Мощный припай, достигавший в ширину 11% мили и значительно ослабленный необычайно теп- лойструей поверхностного течения, во время высадки оторвался от острова, разрушив систему переправы. Весьма полезными оказа лись широкие лыжи, служившие полозьями; никакие нарты и сани не выдерживают с ними сравнения. Береговая партия, заснявшая в течение 50 дней острова I, II и V вместе с отделяю щимися от них длинными песчаными косами жила в палатках и чувствовала себя совсем не плохо. С внешним миром поддержива лась односторонняя связь радиоприемником. База находилась на острове 1, где произво дились также метеорологические и фут- шточные наблюдения. Рекордной по скорости оказалась съемка острова Кирова, произведенная особой топографической партией, высадившейся лишь на несколько дней, а в остальное время работавшей на судне. Этой же пар тией были засняты острова Крайний, Белуха и Воронина. Первые два находятся в шхе рах, а последний несколько в стороне от островного района, в 17 милях севернее, чем показано на картах издания 1932— 1935 годов. Этот совершенно бесплодный песчаный остров, возвышающийся над уров нем моря всего на 10—12 метров, не оказы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz