Советская Арктика. 1936, №3.

92 чительно понижают уровень воды, что объ­ ясняется ускорением основного арктиче­ ского течения, уносящего льды на запад. Применяя изложенную схему, необходимо учитывать гораздо большую сложность атмосферных движений в Арктике, благо­ приятствующую возникновению циклонов. С другой стороны, обращая внимание на то, что безледные годы в море к востоку от Колымы являются годами исключительно ледовитыми в большинстве остальных арк­ тических морей, можно предположить сле­ дующее. По современным воззрениям, шап­ ка холодного арктического воздуха вра­ щается в общем направлении с востока на запад. Центр ее вращения, повидимому, іакже сдвинут в сторону Берингова про­ лива. Это антициклоническое движение и вызывает основное арктическое течение. Встречая на своем пути острова Де-Лонга, лежащие близ меридиана устья Колымы, оно дает ветвь, отклоняющуюся к югу, что подтверждается весьма характерной линией' кромки льдов, определенной плаваниями в этом районе Экспедиции Северного Ледо­ витого океана на „Таймыре' и „Вайгаче", Советская А р ктика • 1936 • № 3 а также „Челюскина". Ниже границы аркти­ ческой шапки преобладает обратное движе­ ние воздуха—с запада на восток. Увлекаемая им ветвь арктического течения, идущая от острова Врангеля на юго-запад и затем пово­ рачивающая на зюйд и зюйд-ост, образует Чукотское течение, северное происхождение которого подтверждается большим процен­ том тяжелого арктического льда, так назы­ ваемого арктического пака — пресного и очень прочного. Граница полярной шапки не остается неподвижной. Она то сжимается, уходя к северу, то распространяется на бо­ лее южные широты, в соответствии с чем колеблется и общее количество льдов. На­ бухание полярной шапки увеличивает ле- довитость арктических морей; но в море к востоку от Колымы ее распространение до сибирских берегов вызывает, как ясно из сказанного, преобладание восточных ветров, отклоняющих Чукотское течение и даже сменяющих его обратным течением, иду­ щим из Берингова пролива, чем и можно объяснить безледность или легкую проходи­ мость моря к востоку от Колымы одновре­ менно с большой деловитостью на западе. И. А. КИРЕЕВ ЭКСПЕДИЦИЯ НА „МАЛЫГИНЕ" I Для изучения трассы от острова Диксона до пролива Вилькицкого и так называемого северного варианта — от мыса Желания на пролив Вилькицкого — была в 1935 году организована экспедиция на ледокольном пароходе „Малыгин*.Одновременное выпол­ нение „Малыгиным* в шхерном районе части работ мелких гидрографических судов естественно сократило обследование край­ ней восточной части Карского моря, доступ­ ной для плавания лишь в краткий промежу­ ток времени (менее месяца). В состав экспедиции были включены две гидрографические партии для топографиче­ ской съемки и шлюпочного промера Рус­ ской Гавани, как угольной базы, располо­ женной на северном варианте пути, и бухты Поспелова, как места стоянки судов, при­ крытой от западных ветров. Партия Я. К. Смирницкого, работавшая в Русской Гавани с 19 июля по 10 октября, и комсомольская партия Г. П. Рогатко, р а ­ ботавшая на мысе Желания с 20 июля по 7 октября, успешно справились со своими заданиями. Обе партии, базировавшиеся на полярных станциях и промыслах, находились в удовле­ творительных жилищно-бытовых условиях. Несмотря на льды и штормы, задание было перевыполнено. Трудность топографической съемки в Русской Гавани, в гористом районе и в зоне оледенения, усугублялась тем, что группа не располагала для этого соответ­ ствующим снаряжением, в частности гор­ ными ботинками на триконьях. 1 Всего из­ мерено свыше 18 ОООглубин и заснято около 220 кв. километров прибрежной полосы шириной от 2 до 5 километров. На основе этих работ заканчивается составление в круп­ ном масштабе точных навигационных карт. Плавание „Малыгина", вышедшего из Архангельска 5 июля и возвратившегося 28 октября (116 дней), одно из самых про­ должительных, совершенных в Арктике с научно-исследовательскими целями. Правда, последние 13 дней ледокол выпол­ нял оперативное задание по снабжению промыслов Красино, Русаново и в губе Долгой, а в самом начале плавания было затрачено 8 дней на заход в бухту Варнек и Маточкин Шар для доставки 70” человек из экспедиции западней части Карского мора. На обратном пути с мыса Желания были приняты 13 пассажиров (строителей): кроме того, на борту находилась в течение 66 дней береговая партия, работавшая в августе и сентябре на островах I, 11 и V. Таким 1 В этом отношении Арктикснабу полезно использовать опыт Таджикско-Памирской экспедиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz