Советская Арктика. 1936, №3.

Советская Арктика ■1936 ■Л/е 3 Ограниченность проверенных сведений о состоянии льдов не позволяет расширить исследование на прошлое столетие, но во всех отдельных случаях, когда сравнитель­ ные данные известны, оппозиция в состоя­ нии льда на западе и востоке наблюдается, повидимому, без исключений. Так, в 1878 году Норденшельд на „Веге" встретил очень благоприятное состояние льда в Кар­ ском море и с центральных морях поляр­ ного сектора Евразии. К востоку же от Ко­ лымы „Вега" неоднократно была задержана льдами и 28 сентября зазимовала у чукот­ ского селения Питлекай, на берегу Колю- чинской губы, хотя 1S78 год, если брать в большинстве случаев, могла быть дана только на основании сведений, полученных с плававших в Арктике судов. Сведения эти, разумеется, неточны и нередко вызы­ вают серьезные разногласия даже тогда, когда ставится вопрос: был ли данный год ледовитым или малоледовитым? Так, 1921 и 1925 годы проф. Визе относит к малоледо­ витым в Карском море, что противоречит описаниям и заявлениям участников соот­ ветствующих Карских экспедиций. В общем, следует считать, что старые сведения мо­ реплавателей о ледовитости полярных мо­ рей преувеличены. Нет сомнений, что в прошлом корабли нередко попадали в не­ проходимые льды и бесславно возвраща­ лись, в то время как рядом с их курсом простиралось свободное море. Во многих случаях полярные плавания представляли собой игру в жмурки со льдами. Когда в Арктике начали плавать десятки советских судов, сведения которых взаимно дополня­ ют и проверяют друг друга, и регулярно производится воздушная разведка, — выяс­ нилось с полной достоверностью, что от­ дельные суда, в силу ряда причин, попада­ ли во льды п шли в них рядом с чистой водой. Так, в 1932 году ледокольный паро­ ход .Сибиряков* шел между мысами Отто Шмидта и Дежнева, где он испытал боль­ шие затруднения во время своего истори­ ческого рейса из океана в океан, в тяже­ лых льдах, имея параллельно своему курсу, в 2 — 3 десятках миль к северу, чистую воду. В 1933 году летчик Алексеев конста­ тировал, как отряд судов перзой Ленской экспедиции пробивал себе путь в тяжелых льдах, хотя в пяти километрах от них путь был свобо ,ен. В 1935 году пароходы „Ана­ дырь" и .Сталинград" в конце второй декады августа прэшли в тумане среди отдельных ледяных полей и крупно-битых льдов про­ лива Вилькицкого. „Анадырь" прошел про­ лив без особых затруднений. „Сталинград" попал в непроходимые для него скопления льдов и впоследствии был выведен к мысу Челюскина ледорезом „Литке* „почти по чистой воде", по выражению капитана „Сталинграда" А. П. Мелехова. условия навигации во всей Арктике, у бе­ регов Евразии был для плавания исключи­ тельно легким годом.1 Предыдущий, 1877 год, также благоприят ный в Карском море, если верить письмен­ ному сообщению председателя „Alaska Com­ mercial Company" М. Миллера на имя Норденшельда, — был очень ледовитым на востоке. Необходимо отметить при этом, что про­ тивоположность состояния льда на западе и востоке полярных морей СССР про­ является на фоне других, более общих процессов, охватывающих, быть может, все полярные области. Поэтому в отдельные годы малая ледовитость на западе вовсе не влечет непременного увеличения ледовито­ сти на востоке и наоборот, как это наблю­ далось, например, в последние (1934 — 1935) годы. Но, в общем, проходимость всего Се­ верного морского пути остается подвержен­ ной гораздо меньшим колебаниям, чем про­ ходимость отдельных арктических морей, через которые проходит этот путь. Инте­ ресно отметить, что исключения или, по крайней мере, спорные случаи всегда па­ дают на годы исключительно благоприятные на протяжении всего Северного морского пути, в то время как нельзя привести ни одного достоверного указания на год, ко­ торый был бы одинаково бесспорно тяже- ____________ # Ясно, что, если бы „Сталинград* шел один в этом году, о льдах пролива Вилькицкого составилось бы более тяжелое представле­ ние, чем это было в действительности. Чем больше и успешнее будут применяться мо­ гучие вспомогательные средства, обеспечи­ вающие полярную навигацию в Советской Арктике, тем легче станут, при прочих р ав ­ ных условиях, плавания судов, а это зна­ чит, что изменятся и общие впечатления участников полярных плаваний о ледовой обстановке. Однако, относясь критически к судовым наблюдениям, мы можем и дол­ жны пользоваться ими для наших целей сравнительного изучения ледовитости аркти­ ческих морей, тем более, что этот материал является, в подавляющем болыпинс ве слу­ чаев, единственным. Говоря о ледовитости арктических морей, каким термином называются сравниваемые поверхности, покрытые льдом, мы в сущ ­ ности имеем в виду сравнительную прохо­ димость этих морей на решающих путях к устьям сибирских рек. 1 Норденшельд считает, что, если бы ему удалось ускорить продвижение „Веги” всего лишь на несколько дней или даже часов, то „Вега“ вышла бы из Ледовитого моря без зимовки, так как в том же году барк „Радуга" плавал 29 — 30 сентября у мыса Сердце-Камень и благополучно вернулся в Америку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz