Советская Арктика. 1936, №3.
Советская Арктика ■1936 ■Л/е 3 Ограниченность проверенных сведений о состоянии льдов не позволяет расширить исследование на прошлое столетие, но во всех отдельных случаях, когда сравнитель ные данные известны, оппозиция в состоя нии льда на западе и востоке наблюдается, повидимому, без исключений. Так, в 1878 году Норденшельд на „Веге" встретил очень благоприятное состояние льда в Кар ском море и с центральных морях поляр ного сектора Евразии. К востоку же от Ко лымы „Вега" неоднократно была задержана льдами и 28 сентября зазимовала у чукот ского селения Питлекай, на берегу Колю- чинской губы, хотя 1S78 год, если брать в большинстве случаев, могла быть дана только на основании сведений, полученных с плававших в Арктике судов. Сведения эти, разумеется, неточны и нередко вызы вают серьезные разногласия даже тогда, когда ставится вопрос: был ли данный год ледовитым или малоледовитым? Так, 1921 и 1925 годы проф. Визе относит к малоледо витым в Карском море, что противоречит описаниям и заявлениям участников соот ветствующих Карских экспедиций. В общем, следует считать, что старые сведения мо реплавателей о ледовитости полярных мо рей преувеличены. Нет сомнений, что в прошлом корабли нередко попадали в не проходимые льды и бесславно возвраща лись, в то время как рядом с их курсом простиралось свободное море. Во многих случаях полярные плавания представляли собой игру в жмурки со льдами. Когда в Арктике начали плавать десятки советских судов, сведения которых взаимно дополня ют и проверяют друг друга, и регулярно производится воздушная разведка, — выяс нилось с полной достоверностью, что от дельные суда, в силу ряда причин, попада ли во льды п шли в них рядом с чистой водой. Так, в 1932 году ледокольный паро ход .Сибиряков* шел между мысами Отто Шмидта и Дежнева, где он испытал боль шие затруднения во время своего истори ческого рейса из океана в океан, в тяже лых льдах, имея параллельно своему курсу, в 2 — 3 десятках миль к северу, чистую воду. В 1933 году летчик Алексеев конста тировал, как отряд судов перзой Ленской экспедиции пробивал себе путь в тяжелых льдах, хотя в пяти километрах от них путь был свобо ,ен. В 1935 году пароходы „Ана дырь" и .Сталинград" в конце второй декады августа прэшли в тумане среди отдельных ледяных полей и крупно-битых льдов про лива Вилькицкого. „Анадырь" прошел про лив без особых затруднений. „Сталинград" попал в непроходимые для него скопления льдов и впоследствии был выведен к мысу Челюскина ледорезом „Литке* „почти по чистой воде", по выражению капитана „Сталинграда" А. П. Мелехова. условия навигации во всей Арктике, у бе регов Евразии был для плавания исключи тельно легким годом.1 Предыдущий, 1877 год, также благоприят ный в Карском море, если верить письмен ному сообщению председателя „Alaska Com mercial Company" М. Миллера на имя Норденшельда, — был очень ледовитым на востоке. Необходимо отметить при этом, что про тивоположность состояния льда на западе и востоке полярных морей СССР про является на фоне других, более общих процессов, охватывающих, быть может, все полярные области. Поэтому в отдельные годы малая ледовитость на западе вовсе не влечет непременного увеличения ледовито сти на востоке и наоборот, как это наблю далось, например, в последние (1934 — 1935) годы. Но, в общем, проходимость всего Се верного морского пути остается подвержен ной гораздо меньшим колебаниям, чем про ходимость отдельных арктических морей, через которые проходит этот путь. Инте ресно отметить, что исключения или, по крайней мере, спорные случаи всегда па дают на годы исключительно благоприятные на протяжении всего Северного морского пути, в то время как нельзя привести ни одного достоверного указания на год, ко торый был бы одинаково бесспорно тяже- ____________ # Ясно, что, если бы „Сталинград* шел один в этом году, о льдах пролива Вилькицкого составилось бы более тяжелое представле ние, чем это было в действительности. Чем больше и успешнее будут применяться мо гучие вспомогательные средства, обеспечи вающие полярную навигацию в Советской Арктике, тем легче станут, при прочих р ав ных условиях, плавания судов, а это зна чит, что изменятся и общие впечатления участников полярных плаваний о ледовой обстановке. Однако, относясь критически к судовым наблюдениям, мы можем и дол жны пользоваться ими для наших целей сравнительного изучения ледовитости аркти ческих морей, тем более, что этот материал является, в подавляющем болыпинс ве слу чаев, единственным. Говоря о ледовитости арктических морей, каким термином называются сравниваемые поверхности, покрытые льдом, мы в сущ ности имеем в виду сравнительную прохо димость этих морей на решающих путях к устьям сибирских рек. 1 Норденшельд считает, что, если бы ему удалось ускорить продвижение „Веги” всего лишь на несколько дней или даже часов, то „Вега“ вышла бы из Ледовитого моря без зимовки, так как в том же году барк „Радуга" плавал 29 — 30 сентября у мыса Сердце-Камень и благополучно вернулся в Америку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz