Советская Арктика. 1936, №3.
Вивиан Итин. Колебания ледовитости 89 Земли Франца-Иосифз был обойден с севе ра судном „Книпович*. Экспедиция Арктического института на ледокольном пароходе „Сибиряков1', имев шая основной задачей пройти вдоль север ных берегов СССР из Белого моря в Тихий океан в одну навигацию, выполнила зада ние правительства. Экспедиция легко про шла Карское море и обогнула Северную Землю. Достигнув устья Колымы с запада, экспедиция встретила в море к востоку от Колымы сплошные льды, прижатые к берегу. .Потеряв 10 сентября в тяжелом льду лопасти винта, — говорится в рапорте экспе диции, — мы ударной пятидневной работой ной части моря условия были довольно тя желыми. В море к востоку от Колымы в первой половине навигации условия плавания бы ли более благоприятными, чем в предыду щем году; во второй половине — аналогич ны с 1932 годом. 1934 год. В Карском море условия пла вания в общем были благоприятными. В море, к востоку от Колымы, в первую по ловину навигации условия были довольно тяжелыми. Почти все суда, шедшие на за пад, были затерты льдачи у мыса Отто Шмидта (Северного) и несколько дней дрей фовали со льдами вдоль Чукотского побе- МОРЕ К ВОСТОКУ ОТ КОЛЫМЫ сменили их среди льдов... 18 сентября сломался вал и потерялся винт, но экспеди ция не прекратила работы, а двигалась дальше к цели, пользуясь всеми средствами: морскими течениями, взрыванием ледяных препятствий, подтягиваясь от льдины к льдине на тросах, поднятием самодельных п арусов.. . В результате упорной борьбы со стихиями 1 октября на парусах пришли на чистую воду и достигли цели — Берин гова пролива". Зимовавшие в 1931 году в районе мыса Шелагского„Колыма"и „ЛейтенантШмидт*, пользуясь прибрежной прогалиной, вышли из Ледовитого моря без повреждений, но гораздо позднее и с большими задержками, чем в других аналогичных случаях. Все суда Колымского рейса зазимовали на обратном пути в Чаунской губе, в рай оне прошлогодней зимовки „Лейтенанта Шмидта'. Пароход .Совет*, посланный на остров Врангеля, не достиг цели. 1933 год. В начале навигации льдов на пути судов Карской экспедиции встреча лось много; во второй половине навигации суда шли по чистой воде. В северо-восточ- режья на зюйд-ост. Во второй половине на вигации суда, возвращавшиеся из Колымы, шли по чистой от льдов воде. Все суда на всем Северном морском пути выполнили свои задания. VII Обозначая безледные (т. е. очень мало ледовитые) годы 1 баллом, малоледовитые— 2 баллами, нормальные — 3 баллами, ледови тые — -1 баллами, очень ледовитые — 5 бал лами, — можно построить следующие срав нительные кривые с 1900 по 1934 год (см. диаграмму на этой стр.). Из приведенных данных видно, что про тивоположность (оппозиция) в состоянии льда на пути Карских экспедиций и Ко лымских рейсов выражена довольно ярко. Эта противоположность выступает тем яснее, чем резче выражен ледовитый или безлед- ный характер данного года в одной из сравниваемых частей Арктики.1 1 Рассматривая приведенную диаграмму, надо иметь в виду, что оценка ледовитости, КАРСКОЕ МОРЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz