Советская Арктика. 1936, №3.

Вивиан Итин. Колебания ледовитости 89 Земли Франца-Иосифз был обойден с севе­ ра судном „Книпович*. Экспедиция Арктического института на ледокольном пароходе „Сибиряков1', имев­ шая основной задачей пройти вдоль север­ ных берегов СССР из Белого моря в Тихий океан в одну навигацию, выполнила зада­ ние правительства. Экспедиция легко про­ шла Карское море и обогнула Северную Землю. Достигнув устья Колымы с запада, экспедиция встретила в море к востоку от Колымы сплошные льды, прижатые к берегу. .Потеряв 10 сентября в тяжелом льду лопасти винта, — говорится в рапорте экспе­ диции, — мы ударной пятидневной работой ной части моря условия были довольно тя­ желыми. В море к востоку от Колымы в первой половине навигации условия плавания бы­ ли более благоприятными, чем в предыду­ щем году; во второй половине — аналогич­ ны с 1932 годом. 1934 год. В Карском море условия пла­ вания в общем были благоприятными. В море, к востоку от Колымы, в первую по­ ловину навигации условия были довольно тяжелыми. Почти все суда, шедшие на за­ пад, были затерты льдачи у мыса Отто Шмидта (Северного) и несколько дней дрей­ фовали со льдами вдоль Чукотского побе- МОРЕ К ВОСТОКУ ОТ КОЛЫМЫ сменили их среди льдов... 18 сентября сломался вал и потерялся винт, но экспеди­ ция не прекратила работы, а двигалась дальше к цели, пользуясь всеми средствами: морскими течениями, взрыванием ледяных препятствий, подтягиваясь от льдины к льдине на тросах, поднятием самодельных п арусов.. . В результате упорной борьбы со стихиями 1 октября на парусах пришли на чистую воду и достигли цели — Берин­ гова пролива". Зимовавшие в 1931 году в районе мыса Шелагского„Колыма"и „ЛейтенантШмидт*, пользуясь прибрежной прогалиной, вышли из Ледовитого моря без повреждений, но гораздо позднее и с большими задержками, чем в других аналогичных случаях. Все суда Колымского рейса зазимовали на обратном пути в Чаунской губе, в рай­ оне прошлогодней зимовки „Лейтенанта Шмидта'. Пароход .Совет*, посланный на остров Врангеля, не достиг цели. 1933 год. В начале навигации льдов на пути судов Карской экспедиции встреча­ лось много; во второй половине навигации суда шли по чистой воде. В северо-восточ- режья на зюйд-ост. Во второй половине на­ вигации суда, возвращавшиеся из Колымы, шли по чистой от льдов воде. Все суда на всем Северном морском пути выполнили свои задания. VII Обозначая безледные (т. е. очень мало­ ледовитые) годы 1 баллом, малоледовитые— 2 баллами, нормальные — 3 баллами, ледови­ тые — -1 баллами, очень ледовитые — 5 бал­ лами, — можно построить следующие срав­ нительные кривые с 1900 по 1934 год (см. диаграмму на этой стр.). Из приведенных данных видно, что про­ тивоположность (оппозиция) в состоянии льда на пути Карских экспедиций и Ко­ лымских рейсов выражена довольно ярко. Эта противоположность выступает тем яснее, чем резче выражен ледовитый или безлед- ный характер данного года в одной из сравниваемых частей Арктики.1 1 Рассматривая приведенную диаграмму, надо иметь в виду, что оценка ледовитости, КАРСКОЕ МОРЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz