Советская Арктика. 1936, №3.
88 получно, за исключением рейса зверобойной шхуны .Профессор Б. Житков", погибшей восточнее острова Диксона от северного шторма и сильного волнения, что указывает на большое пространство свободного моря к северу от места крушения. На пути тор говых судов Карской экспедиции льда не было. На востоке 1У28 год является началом ряда очень ледовитых лет. „Ставрополь" вышел из Владивостока 23 июня, достиг устья Колымы 23 июля, идя в Чукотском и Восточносибирском морях береговой прога линой, часто „Ставрополь" продвигался впе ред тяжелой лавировкой во льдах. В обргтный путь морем, вследствие обычных трудных условий разгрузки, .Ставрополь" вышел через две недели. В конце августа „Ставро поль" был задержан льдом у мыса Сердце- Камень. В бухту Лаврентия „Ставрополь" пришел только 3 сентября. Отсюда „Став рополь" должен был взять груз для ко лонии на острове Врангеля. В это время лед, вынесенный течением из Чукотского моря, достиг бухты Лаврентия, вследствие чего погрузка затянулась до 16 сентября. Выйдя в море, „Ставрополь" встретил лед в расстоянии 100 км от острова Врангеля. За поздним временем капитан „Ставрополя" Миловзоров принужден был отказаться от подхода к острову и 21 сентября повернул к Берингову проливу. • Все остальные суда не выполнили своих рейсов. „Колыма", ходившая в Лену, дойдя до моря Лаптевых и прождав из-за льда четыре дня, 16 августа, опасаясь зимовки, повернула назад, но все-таки зазимовала у острова Шалаурова. Американская шхуна „Элизиф" зазимовала на пути в Колыму у мыса Северного. Шхуна „Нанук" повре дила винт, не доходя до мыса Сердце- Камень, и вернулась в Аляску на парусах. Шхуна „Морисей" не дошла до острова Врангеля и 23 августа вышла из Берингова пролива на юг. Самолет „Советский Север" был выброшен на берег Колючинской губы шестидневным северным штормом. „Суро вость условий, — пишет Г. Красинский, 1— превзошла наши ожидания. Благодаря от сутствию длительных весенних южных вет ров, лед от берегов далеко не отходил. Достаточно было появиться северным ветрам, как лед этот оказался придвинутым снова к материковой полосе. К северо-западу от мыса Дежнева придвинут был лед, носивший все следы берегового образования. К Бе рингову проливу подошел лед океанского происхождения'. 1929 год. Лед в Карском море был распо ложен неблагоприятно, закрывая сравнитель но неширокой полосой южные проливы и Маточкин Шар, но путь вокруг мыса Же лания и все остальное море оставались сво Советекая Арктика • 1936 • Л/s 3 бодными от льда. „Седов" обнаружил кром ку льда на меридиане мыса лчелания у 78° сев. ш. Море к западу от Северной Земли также было свободно. Продолжая следовать на восток вдоль кромки льдов, лежавшей приблизительно на параллели 79° сев. ш., „Седов* встретил флотилию норвежских промысловых судов из трех паровых и одного моторного бота.1 Авиоразведка не обнаружила льда к северу от острова Дик сона. Шхуна „Зверобои" достигла мыса Миддендорфа на полуострове Таймыре, не встретив льда и наблюдая крупную зыбь с севера. Путь вокруг мыса Челюскина, несомненно, был свободен. Последний отряд Карской экспедиции (состоявшей из 28 морских пароходов) про шел весь путь по чистой воде, войдя на обратном пути в Югорский Шар 3 октября при теплой погоде. Ледокольный паро ход „Сибиряков* оставался в Карском море до 9 ноября. Американская шхуна „Элизиф", вышед шая с зимовки у мыса Северного и про должавшая свой рейс в Колыму, погибла от столкновения со льдом у мыса Биллинг са. „Ставрополь" достиг Колымы, но на об ратном пути зазимовал у мыса Северного, встретив непроходимые льды. Там же зази мовала американская шхуна „Нанук*. Ледо рез „Литке* с большим трудом достиг острова Врангеля, получив серьезные по вреждения. 1931 год. Льда на пути судов Карской экспедиции не было. Лед держался лишь на крайнем севере Карского моря и у вос точного берега северного острова Новой Земл и. На востоке — очень ледовитый год. Шху на „Чукотка" погибла во льдах между мы сом Ванкарем и устьем реки Омгуэмы. Оба парохода Колымского рейса — „Лейтенант Шмидт" и „Колыма*'— зимовали в районе мыса Шелагского. Рейс на остров Вран геля не состоялся. Начальник колонии острова Врангеля т. Минеев, несмотря на тяжелое положение колонии, рекомендовал отказаться от рейса, считая льды у острова Врангеля непроходимыми. Преобладали северо-западные ветры, до стигавшие силы шторма (по наблюдениям .Ч у к о т к и "— до 11 баллов). 1932 год. Зимой к северу от Северной Земли наблюдалось совершенно свободное от льда море. В первую половину навигации южные проливы были забиты льдом, но с середины августа Карское море было чисто. Северная часть моря в районе мыса Желания освобо дилась от льда к концу июля. Кромка аркти ческих льдов в Баренцовом и Карском морях лежала необыкновенно высоко. Архипелаг 1 См. указанный труд „Пути Севера* 1 В. Ю. Визе, На Землю Франца-Иосифа, ЗИФ, 1930 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz