Советская Арктика. 1936, №3.

88 получно, за исключением рейса зверобойной шхуны .Профессор Б. Житков", погибшей восточнее острова Диксона от северного шторма и сильного волнения, что указывает на большое пространство свободного моря к северу от места крушения. На пути тор­ говых судов Карской экспедиции льда не было. На востоке 1У28 год является началом ряда очень ледовитых лет. „Ставрополь" вышел из Владивостока 23 июня, достиг устья Колымы 23 июля, идя в Чукотском и Восточносибирском морях береговой прога­ линой, часто „Ставрополь" продвигался впе­ ред тяжелой лавировкой во льдах. В обргтный путь морем, вследствие обычных трудных условий разгрузки, .Ставрополь" вышел через две недели. В конце августа „Ставро­ поль" был задержан льдом у мыса Сердце- Камень. В бухту Лаврентия „Ставрополь" пришел только 3 сентября. Отсюда „Став­ рополь" должен был взять груз для ко­ лонии на острове Врангеля. В это время лед, вынесенный течением из Чукотского моря, достиг бухты Лаврентия, вследствие чего погрузка затянулась до 16 сентября. Выйдя в море, „Ставрополь" встретил лед в расстоянии 100 км от острова Врангеля. За поздним временем капитан „Ставрополя" Миловзоров принужден был отказаться от подхода к острову и 21 сентября повернул к Берингову проливу. • Все остальные суда не выполнили своих рейсов. „Колыма", ходившая в Лену, дойдя до моря Лаптевых и прождав из-за льда четыре дня, 16 августа, опасаясь зимовки, повернула назад, но все-таки зазимовала у острова Шалаурова. Американская шхуна „Элизиф" зазимовала на пути в Колыму у мыса Северного. Шхуна „Нанук" повре­ дила винт, не доходя до мыса Сердце- Камень, и вернулась в Аляску на парусах. Шхуна „Морисей" не дошла до острова Врангеля и 23 августа вышла из Берингова пролива на юг. Самолет „Советский Север" был выброшен на берег Колючинской губы шестидневным северным штормом. „Суро­ вость условий, — пишет Г. Красинский, 1— превзошла наши ожидания. Благодаря от­ сутствию длительных весенних южных вет­ ров, лед от берегов далеко не отходил. Достаточно было появиться северным ветрам, как лед этот оказался придвинутым снова к материковой полосе. К северо-западу от мыса Дежнева придвинут был лед, носивший все следы берегового образования. К Бе­ рингову проливу подошел лед океанского происхождения'. 1929 год. Лед в Карском море был распо­ ложен неблагоприятно, закрывая сравнитель­ но неширокой полосой южные проливы и Маточкин Шар, но путь вокруг мыса Же­ лания и все остальное море оставались сво­ Советекая Арктика • 1936 • Л/s 3 бодными от льда. „Седов" обнаружил кром­ ку льда на меридиане мыса лчелания у 78° сев. ш. Море к западу от Северной Земли также было свободно. Продолжая следовать на восток вдоль кромки льдов, лежавшей приблизительно на параллели 79° сев. ш., „Седов* встретил флотилию норвежских промысловых судов из трех паровых и одного моторного бота.1 Авиоразведка не обнаружила льда к северу от острова Дик­ сона. Шхуна „Зверобои" достигла мыса Миддендорфа на полуострове Таймыре, не встретив льда и наблюдая крупную зыбь с севера. Путь вокруг мыса Челюскина, несомненно, был свободен. Последний отряд Карской экспедиции (состоявшей из 28 морских пароходов) про­ шел весь путь по чистой воде, войдя на обратном пути в Югорский Шар 3 октября при теплой погоде. Ледокольный паро­ ход „Сибиряков* оставался в Карском море до 9 ноября. Американская шхуна „Элизиф", вышед­ шая с зимовки у мыса Северного и про­ должавшая свой рейс в Колыму, погибла от столкновения со льдом у мыса Биллинг­ са. „Ставрополь" достиг Колымы, но на об­ ратном пути зазимовал у мыса Северного, встретив непроходимые льды. Там же зази­ мовала американская шхуна „Нанук*. Ледо­ рез „Литке* с большим трудом достиг острова Врангеля, получив серьезные по­ вреждения. 1931 год. Льда на пути судов Карской экспедиции не было. Лед держался лишь на крайнем севере Карского моря и у вос­ точного берега северного острова Новой Земл и. На востоке — очень ледовитый год. Шху ­ на „Чукотка" погибла во льдах между мы­ сом Ванкарем и устьем реки Омгуэмы. Оба парохода Колымского рейса — „Лейтенант Шмидт" и „Колыма*'— зимовали в районе мыса Шелагского. Рейс на остров Вран­ геля не состоялся. Начальник колонии острова Врангеля т. Минеев, несмотря на тяжелое положение колонии, рекомендовал отказаться от рейса, считая льды у острова Врангеля непроходимыми. Преобладали северо-западные ветры, до­ стигавшие силы шторма (по наблюдениям .Ч у к о т к и "— до 11 баллов). 1932 год. Зимой к северу от Северной Земли наблюдалось совершенно свободное от льда море. В первую половину навигации южные проливы были забиты льдом, но с середины августа Карское море было чисто. Северная часть моря в районе мыса Желания освобо­ дилась от льда к концу июля. Кромка аркти­ ческих льдов в Баренцовом и Карском морях лежала необыкновенно высоко. Архипелаг 1 См. указанный труд „Пути Севера* 1 В. Ю. Визе, На Землю Франца-Иосифа, ЗИФ, 1930 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz