Советская Арктика. 1936, №3.
86 Советская Арктика • 1936 • № 3 гам, который воспрепятствовал небольшому, неприспособленному для плавания во льдах судну дальнейшее продвижение на север. Лед, по словам промышленников,был сильно разбитый, малоторосистый, крупных ледя ных полей не встречалось. Следует полагать, что это был местный лед из Карского моря. Начавшимися в это время сильными север ными ветрами лед стало нести к югу, вслед ствие чего „Утес* взял курс на юг. 18 ав густа он достиг острова Пахтусова, около которого в течение нескольких дней был окружен льдами. Когда льды отошли or бе регов, „Утес* продолжал свое плаванье на юг, держась кромки льда, которая отстояла от берега Ночой Земли на 25—30 мор ских миль. Лед этот тянулся к югу при мерно до широты 72,5°. 27 августа „Утес* вошел в восточное устье Маточкина Шара. Встреченный „Утесом” во второй ноло- вине августа у восточных берегов Новой Земли лед наблюдался и экспедицией проф. Б. К. Лихарева, которая на карбасе прошла от восточного входа в Маточкин Шар до залива Незнаемого. Экспедиция эта 25 ав густа из залива Канкрина видела в Карском море по всему горизонту сильно разбитый лед, отстоявший от берега миль на 10. 'J7 августа лед этот зашел в залив Канкрина, откуда его вынесло 30 августа. После этого лед больше не показывался, и 4 — 5 сентября с горы в заливе Незнаемом вы сотой около 500 метров была видна чистая вода до горизонта. Интересно, что сильный восточный шторм, дувший в течение трех суток, с 6 по 8 сентября, не нагнал льдов, и море осталось чистым до конца сентября... Южная часть Карского моря во второй половине августа и в сентябре была сво бодна от льдов, как то констатировано двумя морскими пароходами, ходившими в устье Оби и обратно. Пароходы эти вышли из Югорского Шара на Обь 20 августа, а на обратном пути они были у острова Диксона 8 сентября и в Карских Воротах—9 сен тября. Приведенные данные о состоянии льда в Карском море дают право предполагать, что во второй половине сентября все Кар ское море к югу от линии мыс Желания — остров Диксона было совершенно свободно от льдов. Капитан Г. Мунн, десять раз плававший у северных берегов Америки, сообщил, что от порта Burweli (в южной части Гудзонова пролива) до Cumberland Galf и далее до Glide River и Ponds Unlet (Eclipse Sound) он не видел ледяных полей и даже их об ломков (по fiedlice of any kind). Во время своих частых путешествий в этих водах он никогда не видел их столь свободными от льда. Эскимосы из Ponds Unlet сообщили, что лед исчез из бухты в первой неделе июля, т. е. на месяц раньше обычного срока. Cumberland Galf 1 освободился от льда тоже необыкновенно рано. Капитан Джозеф Ф. Бер нард писал („The Geografical Journal", № 5, 1924, London): „Туземцы северного берега Аляски сообщают, что за последние 20 лет не было другого столь безледного года“, как 1923 г. Только ледовитость моря между Колымой и мысом Дежнева нельзя считать отсту пающей от среднего уровня. Капитан Ми- ловзоров, ходивший в Нижнеколымск на „Ставрополе*, совершая после долгого пе рерыва первый советский Колымский рейс, считает этот год „нормальным", т. е. до вольно ледовитым, но проходимым на всех участках пути. Первый лед был встречен на меридиане Колючинской губы; между мысом Биллингса и мысом Шелагским „Ставрополь* шел сплошной лавировкой. Сплошные льды были встречены также в районе Чаунской губы. Обратный путь был легче. На острове Врангеля высадилась' новая группа канадцев; однако остров, по словам капитана Бернарда, был достигнут с боль шим трудом. Пробиваясь сквозь льды, шхуна „Дональдсон" получила серьезные поврежде ния. Если бы шхуна .Дональдсон* не была специально приспособлена для полярного рейса, она погибла бы от полученной про боины. .Осень наступила, — писал Г. У. Сверд руп, — не так скоро, как в предыдущем году. Тогда температура установилась ниже нуля уже с 22 августа, а в 1923 году такое пони жение началось только с 5 сентября*. 2 Таким образом, оппозиция в состоянии льда на пути судов Карских экспедиций и Колымско-Врангельских рейсов в 19-3 году также выражена достаточно ясно, несмотря на исключительно благоприятный характер навигационного периода у арктических бе регов Европы, Азии и Америки в целом. 1924 год. Суда Карской экспедиции на своем пути почти не встречали льдов. Лед держался только близ восточного берега Новой Земли. В средней части Карского моря, на параллели острова Белого, ледо кол „Малыгин* встретил необыкновенно высокие температуры воды ( -^10°,-j-T0,33 Ц). На востоке море было практически непро ходимым. .Мод“ не могла вернуться в Аме рику из-за сплоченных льдов у мыса Боль шого Баранова и была вынуждена стать на зимовку у острова Четырехстолбового, .Ставрополь", ходивший в Колымский рейс. 1 Все указанные названия относятся к во сточным и северным берегам Баффиновой Земли. 2 Г. У. Свердруп, Плавание на судне „Мод*, Лг., 1930 г. Указанное наблюдение относится к прост ранствам, расположенным севернее Сибир ских островов, и к различным меридианам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz