Советская Арктика. 1936, №3.

86 Советская Арктика • 1936 • № 3 гам, который воспрепятствовал небольшому, неприспособленному для плавания во льдах судну дальнейшее продвижение на север. Лед, по словам промышленников,был сильно разбитый, малоторосистый, крупных ледя­ ных полей не встречалось. Следует полагать, что это был местный лед из Карского моря. Начавшимися в это время сильными север­ ными ветрами лед стало нести к югу, вслед­ ствие чего „Утес* взял курс на юг. 18 ав­ густа он достиг острова Пахтусова, около которого в течение нескольких дней был окружен льдами. Когда льды отошли or бе­ регов, „Утес* продолжал свое плаванье на юг, держась кромки льда, которая отстояла от берега Ночой Земли на 25—30 мор­ ских миль. Лед этот тянулся к югу при­ мерно до широты 72,5°. 27 августа „Утес* вошел в восточное устье Маточкина Шара. Встреченный „Утесом” во второй ноло- вине августа у восточных берегов Новой Земли лед наблюдался и экспедицией проф. Б. К. Лихарева, которая на карбасе прошла от восточного входа в Маточкин Шар до залива Незнаемого. Экспедиция эта 25 ав­ густа из залива Канкрина видела в Карском море по всему горизонту сильно разбитый лед, отстоявший от берега миль на 10. 'J7 августа лед этот зашел в залив Канкрина, откуда его вынесло 30 августа. После этого лед больше не показывался, и 4 — 5 сентября с горы в заливе Незнаемом вы­ сотой около 500 метров была видна чистая вода до горизонта. Интересно, что сильный восточный шторм, дувший в течение трех суток, с 6 по 8 сентября, не нагнал льдов, и море осталось чистым до конца сентября... Южная часть Карского моря во второй половине августа и в сентябре была сво­ бодна от льдов, как то констатировано двумя морскими пароходами, ходившими в устье Оби и обратно. Пароходы эти вышли из Югорского Шара на Обь 20 августа, а на обратном пути они были у острова Диксона 8 сентября и в Карских Воротах—9 сен­ тября. Приведенные данные о состоянии льда в Карском море дают право предполагать, что во второй половине сентября все Кар­ ское море к югу от линии мыс Желания — остров Диксона было совершенно свободно от льдов. Капитан Г. Мунн, десять раз плававший у северных берегов Америки, сообщил, что от порта Burweli (в южной части Гудзонова пролива) до Cumberland Galf и далее до Glide River и Ponds Unlet (Eclipse Sound) он не видел ледяных полей и даже их об­ ломков (по fiedlice of any kind). Во время своих частых путешествий в этих водах он никогда не видел их столь свободными от льда. Эскимосы из Ponds Unlet сообщили, что лед исчез из бухты в первой неделе июля, т. е. на месяц раньше обычного срока. Cumberland Galf 1 освободился от льда тоже необыкновенно рано. Капитан Джозеф Ф. Бер­ нард писал („The Geografical Journal", № 5, 1924, London): „Туземцы северного берега Аляски сообщают, что за последние 20 лет не было другого столь безледного года“, как 1923 г. Только ледовитость моря между Колымой и мысом Дежнева нельзя считать отсту­ пающей от среднего уровня. Капитан Ми- ловзоров, ходивший в Нижнеколымск на „Ставрополе*, совершая после долгого пе­ рерыва первый советский Колымский рейс, считает этот год „нормальным", т. е. до­ вольно ледовитым, но проходимым на всех участках пути. Первый лед был встречен на меридиане Колючинской губы; между мысом Биллингса и мысом Шелагским „Ставрополь* шел сплошной лавировкой. Сплошные льды были встречены также в районе Чаунской губы. Обратный путь был легче. На острове Врангеля высадилась' новая группа канадцев; однако остров, по словам капитана Бернарда, был достигнут с боль­ шим трудом. Пробиваясь сквозь льды, шхуна „Дональдсон" получила серьезные поврежде­ ния. Если бы шхуна .Дональдсон* не была специально приспособлена для полярного рейса, она погибла бы от полученной про­ боины. .Осень наступила, — писал Г. У. Сверд­ руп, — не так скоро, как в предыдущем году. Тогда температура установилась ниже нуля уже с 22 августа, а в 1923 году такое пони­ жение началось только с 5 сентября*. 2 Таким образом, оппозиция в состоянии льда на пути судов Карских экспедиций и Колымско-Врангельских рейсов в 19-3 году также выражена достаточно ясно, несмотря на исключительно благоприятный характер навигационного периода у арктических бе­ регов Европы, Азии и Америки в целом. 1924 год. Суда Карской экспедиции на своем пути почти не встречали льдов. Лед держался только близ восточного берега Новой Земли. В средней части Карского моря, на параллели острова Белого, ледо­ кол „Малыгин* встретил необыкновенно высокие температуры воды ( -^10°,-j-T0,33 Ц). На востоке море было практически непро­ ходимым. .Мод“ не могла вернуться в Аме­ рику из-за сплоченных льдов у мыса Боль­ шого Баранова и была вынуждена стать на зимовку у острова Четырехстолбового, .Ставрополь", ходивший в Колымский рейс. 1 Все указанные названия относятся к во­ сточным и северным берегам Баффиновой Земли. 2 Г. У. Свердруп, Плавание на судне „Мод*, Лг., 1930 г. Указанное наблюдение относится к прост­ ранствам, расположенным севернее Сибир­ ских островов, и к различным меридианам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz