Советская Арктика. 1936, №3.
гач", двигаясь с востока, обогнули мыс Че люскина и встретили множество невзломан- ных ледяных полей. Пробиваясь вдоль бе рега, „Таймыр" зазимовал близ 76°40'’ с. ш. На востоке 1914 год был довольно ледо витым. В августе .Таймыр* и „Вайгач" не могли достичь острова Врангеля и оказать помощь людям с парохода „Карлук", раз давленного льдами 11 января к северу от острова Геральда. В борьбе со льдами „Вайгач" помял корпус и сломал лопасть винта. .Колыма" на обратном пути из устья Колымы встретила сплоченные льды, несколь ко дней дрейфовала со льдами и, получив пробоину, вынуждена была зазимовать у мыса Северного. 1917 год. Экспедиционное судно „Руса- ноь" из-за непроходимых для него льдов не достигло радиостанции Маре-Сале (на западном берегу Ямала). Пароход .Обь* пытался пройти в Карское море через все проливы, но у Маточкина Шара, сев на мель, получил пробоину и ушел в Архан гельск. В районе Маточкина Шара наблю далась чистая вода. ■Путь вокруг мыса Желания был закрыт, так как этот год был в Баренцовом море наиболее тяжелым в столетии. .В среднем за лето 74% всей площади Баренцова моря было покрыто льдами". 1 На востоке этот год был почти безледным. Пароход колымского рейса „Ставрополь* встретил в конце июля лишь разреженный лед. На обратном пути, в конце августа, со „Ставрополя* льда не было видно, за исключением отдельных льдин района Чаун- ской губы. Море у острова Геральда было свободно от льда. 1920 год. Состояние льда в Баренцовом и Карском морях было необыкновенно бла гоприятным. Югорский Шар был свободен от льдов с 29 июня по 29 октября; море у острова Вайгача — с 20 июня по 27 ноября, и море у острова Диксона — с 25 июня по 25 октября. У берега полуострова Ямала держалась полоса льда (западные ветры}. В Карском море плавало 19 судов, в том числе суда первой советской Карской экспе диции. Шхуна „Мод" вышла из зимовки у острова Айона 7 июля, пользуясь узкой прибреж ной прогалиной, и 29 июня пришла в Ном (Аляска). На обратном пути из Америки ,Мод“ была затерта льдом около мыса Сердце-Камень, где зазимовала уже 27 ав густа. Шхуна „Полярный Медведь* была послана в Колымский край и благополучно достигла места назначения, но, когда она в конце 84 1 Н. Зубов, Средние температуры гидро- югических разрезов по Кольскому мери диану и ледовитость Баренцова моря. „За писки по гидрографии", т. )Х, Лг., 1930 г. августа собиралась итти назад, путь ока зался уже прегражденным льдами. Шхуне пришлось вернуться и зимовать около устья Колымы. 1 По выражению Свердрупа, „дела со льдом обстояли хуже, чем когда-либо". 1921 год. Лед вплотную подходил к острову Белому и против устьев Оби и Енисея. На всем пути Карской экспедиции встре чались тяжелые льды, препятствовавшие движению даже ледокола „Ленин*. Ста рые непрочные суда .Обь* и „Енисей" погибли от столкновения со льдом. „Для характеристики ледового состояния, бывшего одно время в 1921 году в районе на северо-восток от острова Белого, — пи шет Евгенов, 2—укажем, что сильный ледо кольный пароход .Малыгин* за период вре мени с 29 августа по 10 сентября не мог пройти здесь на восток и находился все время в пределах; по широте—73°30'—73°50' и по долготе 71°—72°45/’, будучи временами совершенно зажат льдами". В „Трудах Пловучего морского научного института” (т. I, вып. 1) в описании плава ния „Малыгина* в 1921 году в записях от 6 сентября указано: „Лед тяжелый, крупно битый, торосистый, с шугом и молодым льдом. Лед не разводит. Вечером попытались было в течение получаса пробиться, но без результатно: за час прошли не более 10 са женей*. Запись от 7 и 8 сентября: „Малыгин лежал в дрейфе*. 9 сентября положение характеризуется следующим образом: „Льды тяжелые, при смене воды их совершенно не разводит, промежутки между льдинами за полнены шугой и молодым льдом. .Малыгин* совершенно беспомощен*. Однако, благодаря применению научных методов работы и техническому вооруже нию, вторая советская Карская экспедиция была проведена успешно. В „Записках по гидрографии* за 1923 год в статье В. Визе и В. Кедроливанского „Новые данные по гидрологии Карского моря* содержится следующее указание от носительно состояния льда в западной части моря: „Весьма благоприятное состояние льдов Карского моря летом 1921 года, ши роко и умело использованное начальником гидрологической экспедиции, дало возмож ность .Таймыру" совершить очень удач ный рейс по Карскому морю от Карских ворот до мыса Желания (77° с. ш.) и обратно, вдоль восточных берегов Новой Земли". Советская Арктика • 1936 ■№ з 1 Г. У. Свердруп, Плавание на судне „Мод" в водах морей Лаптевых и Восточно сибирского, изд. Якутской комиссии Акаде мии Наук, Лг., 1928 г. 2 Н. И. Евгенов, Лоция Карского моря и Новой земли, изд. Главного гидрографиче ского управления и Комсеверпути, 1930 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz