Советская Арктика. 1936, №3.

Вивиан Итин. Колебания ледовитости мыса Дежнева до Колымы занял 7 суток. Встречали дважды на пути лед, но вполне проходимый, раз у мыса Сердце-Камень, в восьмидесяти милях от Дежнева и дру­ гой раз, как и в прошлом году, —- у мыса Северного”. Особенно поразительно описание Арбене- вым обратного плаванья междѵ Колымой и иеринговым проливом. „16 сен тяб ря. Погода великолепная,— такой в Ледовитом океане мы еще не ви­ дели. Проходим мимо острова Крестовского (группа Медвежьих островов). До Дежнева осталось 700 миль... Течение очень сильное на восток: за двое суток пронесло против счисления вперед на 90 миль. Льдов нет и признаков. Температура в о ды + 1 ,2 ° , воз­ духа -f- 2,4° по Ц. Словом, как будто зимы и незаметно... „21 сен тября. Сегодня прошли остров Колючин и к вечеру подойдем к Сердцу- Камень; до мыса Дежнева осталось около 130 миль. Море с 3 часов дня совершенно чисто от льдов, даже мелких пловучих льдинок нет. Погода великолепная: температура воз- д уха+ 3,2 0, воды -f- 2,0й по Ц, а у мыса Се­ верного температура воздуха была -j- 0,8°, воды -j- 0,2 '. Дует свежий ветер от юго- востока (скорость его 11,6 метра в сек.). і С 12 часов дня до 21 2 часов пополудни охотились за моржами, ".Таймыр" убил двух моржей. Мы тоже убили двух больших самцов... „22 сен тября. Сегодня я начинаю свой дневник так же, как 22 июля: „Мы п одхо­ дим к мы су Д е ж н е в а , погод а восхити ­ тел ьн ая , б ер ег а п рекрасно видны..." Да, все это именно так... „В 6 часов утра снялись с якоря и тралили до 61 2 часов утра. Температура воды на глубине 30 сажен 4Эпо Ц, на поверх­ ности -j- 2,Зэ по Ц. Повидимому, это уже струя теплого постоянного течения из Ти­ хого океана, тем более, что в трал попали крабы, которых раньше не встречали. 2 „23 сен тяб ря. Мы стоим в одной миле от мыса Дежнева, воздух прозрачен, черная громада гор видна очень отчетливо, море походит на голубое зеркало, в которое 1 Т. е. 6 баллов. а Интересно сопоставить этот день с соот­ ветствующей датой из дневника Брусилова, начальника экспедиция на „Св. Анне", на­ ходившейся в южной части Карского моря. ,22 сентябри. В час ночи ветер внезапно перешел на О; на судно нанесло лед, только около 3 часов ночи удалось выбрать якорь; закрепились ледяным якорем за льдину... Идет густой снег... Лед хотя и поломан, но идет густо... Идем переменным курсом, ла­ вируя между льдов... В 9 часов, вследствие темноты, застопорили машину и стали во льду на ночь“. 83 смотрится такое же небо, и оба имеют двойную синеву друг от цруга. Красиво, немного холодно и таинственно-увлека- тельно". В Колыму ходил пароход , Котик" (впо­ следствии „Ставрополь"). Колымский рейс прошел благополучно. 1913 год. В Енисей ходил пароход ,Кор- рект*, принадлежавшие акционерному об­ ществу, возглавлявшемуся Лидом. На борту .Корректа' находился Фритьоф Нансен, и поэтому путь к устью Енисея в этом году хорошо описан. 1 Лед в Карском море встречался всюду в значительном количестве. Во второй половине августа лед был вплот­ ную придвинут к северным берегам остро­ вов между Обью и Енисеем. Преобладали крепкие ветры северных румбов. Встреча­ лись невзломанные ледяные поля. .Коррект* несколько раз был задержан льдами. Рейс „Корректа" и рейсы остальных четырех пароходов прошли благополучно. Обратный путь был легче. Путь в Карское море вокруг мыса Жела­ ния был, наоборот, закрыт. Как и в 1912 году, около Горбовых островов и дальше на -се­ вер лед держался на некотором расстоянии от берега, образуя вдоль него канал, не­ много суживающийся к северу и югу. На широте острова Вильямса ширина канала была 20 миль, а вблизи полуострова Адми­ ралтейства лед примыкал к самому берегу. - На востоке этот год был таким же мало­ ледовым, как и предыдущие два года. В первой половине навигации встречалось довольно много льда, но значительного пре­ пятствия он не представлял. На обратном пути из Колымы, в первых числах сентября, „Ставрополь" только у мыса Северного встретил отдельные редкие льдины. „Таймыр" и „Вайгач" прошли тот же путь в последних числах сентября, встретив лед „к северу от мыса Биллингса и к северу от мыса Северного. Далее путь был чист до Берингова пролива". 1914 год. Проливы Югорский Шар и Карские Ворота были свободны от льда с конца июля до конца сентября. В Обь и Енисей были беспрепятственно проведены четыре паровых и два непаровых речных судна. Остальные рейсы также прошли вполне благополучно. Граница льдов в северной части Барен­ цова и Карского морей была южнее нормы. .Э к л и п с' под начальством Свердрупа, хо­ дивший на поиски без вести пропавших судов экспедиций Брусилова и Русанова, подошел 30 августа к мысу Штеллинга t76°40'2// с. ш.) на полуострове Таймыре, где зазимовал. Ледоколы .Таймыр" и „Вай- 1 Фритьоф Нансен, В страну будущего, СПб., 1913 г. 1 Н. Пинегин, В ледяных просторах, изд. 2-е, Лг., 1933 г. 6*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz