Советская Арктика. 1936, №3.
Советская Арктика ■1936 . № 3 Г;-*#гѴ страняться на восток, охватив и Баренцово море (передаточным звеном повидимому служило Восточноисландское течение). К востоку от Ба ренцова моря поступательное движение этой аномалии очевидно прек ратится или, вернее, не будет сказываться на поверхности моря, вслед_ ствие погружения атлантических вод на глубину. В общем однако по холодание Берингова моря, благодаря связанному с ним некоторому затуханию атлантико-арктической циклопической деятельности, вероятно скажется на ухудшении ледовых условий вплоть до Новосибирских ос тровов. Это ухудшение будет происходить однако не через некоторый промежуток времени после похолодания Баренцова моря, а одновре менно с ним. Думается, что чрезвычайно показательный пример 1934—1935 годов, когда можно было проследить и отчасти даже предсказать постепен ное продвижение большой гидрологической аномалии на большом пространстве, подчеркивает то большое значение, которое для ледовых прогнозов имеет вынос стандартных гидрологических разрезов на юго- з іпад от Баренцова моря по крайней мере до линии Южная Нор вегия—Исландия. Если бы мы располагали продолжительным рядом наблюдений по разрезу между Южной Норвегией и Исландией, то мог ли бы иметь суждение о том, следует ли считать наступившее в Ба ренцевом море похолодание длительным явлением или же только эпи зодическим явлением на общем благоприятном фоне последних пятнад цати лет. вивиАН т и н КОЛЕБАНИЯ ЛЕДОВИТОСТИ 1 V Когда мы одержали первые, решающие победы на Северном морском пути, группа лиц, объединившихся вокруг так называемой .Комиссии содействия сооружению Вели кого Северного пути” (ныне ликвидирован ной), распространяла всяческую клевету о Северном морском пути и пыталась проти вопоставить его развитию свои, по существу вргдительские взгляды.2 Отголоски этих взглядов звучат и сейчас в попытках объяс нить наши успехи в Арктике исключительно благоприятными ледовыми условиями по следних лет. — Если, — говорят нам, — начнется (что не исключено) наступление арктических льдов к берегам Европы, как в 1881 году, то что же будет тогда в восточной Арктике, где .Сибиряков* и .Челюскин' испытали столько затруднений? Не создаст ли бли жайшее похолодание непреодолимого пре 1 Окончание. См. № 1 .Советской Арк тики* за 1936 г. 2 См. В. Итин, Н. Лазарев и А. Том, Какой путь? О проекте «Великого Северного пути" в связи с выходом на Урал и Север ным морским путем, Новосибирск, 1931 г. пятствия для плавания Северным морским путем, в особенности на востоке, где и в настоящее время льды очень тяжелы? Эти опасения лишены всякого основания. Прежде всего надо отметить, что особо ле довитые периоды Баренцова и Карского мо рей были сравнительно кратковременными (1881—1886 и 1912—1917 гг.). Далее, и это главное, увеличение ледовитости в одних северных морях отнюдь не сопровож дается непременным усилением л едови тости в других. Напротив, колебание ле довитости на западе и востоке наших п о лярных морей обнаруживает ясно выра женную противоположность. Ледовитым годам на западе соответствуют безледные на востоке, и наоборот. Упомянутые ше стилетия (1881—1886 и 1912—1917 гг.), отли чавшиеся ледовитостью в Баренцевом и Кар ском морях,были необыкновенно благоприят ными на востоке. „Ледовитый* 1881 год, как говорит ряд данных, был одним из наиболее благоприятных для сквозного плавания Се верным морским путем. £5 этом году Чукот ское море стало доступным для плавания с начала июня. Капитан Берри на судне .Роджерс* достиг острова Врангеля и затем поднялся к северу от него., В море Лап тевых, по данным экспедиции Де-Лонга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz