Советская Арктика. 1936, №3.
О. Ю. Шмидт. Наши задачи в 1936 году 33 с огромной благодарностью тов. С т а л и н а , личной инициативе которого мы обязаны тем, что были заложены новые мощные ледоколы. Будет продолжаться строительство наших морских баз, но не скрою от вас — в этом деле нет той четкости, как в строительстве ледоколов. Мы строим базу на острове Диксона, но строим ее далеко не так, как нужно. Мы на Диксоне не имели достаточного обследования местности, достаточного экономического анализа, достаточно углубленного про екта. Мы начали строить, как не полагается. Результаты налицо. Мы перестраиваем и так и этак — стоит это больших денег. На Тикси мы будем строить продуманнее. Печально, что мы не строим порта в Колыме. От нашей науки в течение ряда лет мы не можем добиться того, чтобы нам дали разумную ііортоизыскательскѵю работу. Это один из пробелов нашей научно-практической работы. Мы будем иметь в 1936 году продолжение больших работ по обеспечению навигации. Несомненно, наше Гидрографическое управление — одно из тех частей Главсевморпути, которые работают наиболее четко. Но дело растет, и гидрографии придется много работать, чтобы не отстать от роста практики. В частности, на востоке гидрографией сделано еще мало, начиная с Восточносибирских островов,— здесь предстоит много работы. Очень важно, чтобы гидрографы использовали практический опыт капитанов. Я с громадным наслаждением прочитал рейсовое донесение гов. Воронина с „Ермака" и послал копию в Гидрографическое управ ление с надписью: „Предлагаю полностью учесть в работе 1936 года". Очень важно спросить наших опытнейших капитанов, что нужно для плавания, и сделать так, чтобы облегчить им очень трудный и от ветственный путь. Кроме общего увеличения отдельных новых рейсов, перед нами стоит задача улучшения общего состояния флота. Северный морской путь в своей эксплоатации приближается к типу нормального пред приятия. Имеются тарифы, и есть уже расписание. Если нельзя еще сказать точно, в какой день и час пароход отойдет, то до недели пла нировать уж научились. Сейчас, когда мы подготовляем переход на большие транспортные операции с флотом в десятки единиц — мы должны присмотреться очень внимательно к экономической стороне. В свое время, когда начали осваивать Северный морской путь, отдельные рейсы обходились очень дорого. Мы отвергали неправильные оппортунистические заявления о том, что Северный морской путь нерентабельный, дешевле, мол, по железной дороге провозить. Мы понимали, что надо сделать его рен табельным в конечном счете, но в начале надо затратить средства. Теперь пора подготовиться к тому, чтобы сделать его действительно рентабельным, подсчитать стоимость, главным элементом которой будет время. Надо добиться того, чтобы Северный морской путь суда прохо дили быстрее. Это основной момент рентабельности, тем более, что мы должны учесть перспективы мировой торговли и возможной фрахтовки иностранных судов. В ряде случаев выгоднее не наши суда посылать, которым сравнительно меньше возможности получить обратный груз с востока, а использовать иностранный флот, как, например, в Карской операции. Мы должны быть готовы к тому, чтобы Северный морской путь получил лицо коммерческого предприятия, организованного наилучшим образом, без потерь времени и, конечно, без аварий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz