Советская Арктика. 1936, №3.

О. Ю. Шмидт. Наши задачи в 1936 году 33 с огромной благодарностью тов. С т а л и н а , личной инициативе которого мы обязаны тем, что были заложены новые мощные ледоколы. Будет продолжаться строительство наших морских баз, но не скрою от вас — в этом деле нет той четкости, как в строительстве ледоколов. Мы строим базу на острове Диксона, но строим ее далеко не так, как нужно. Мы на Диксоне не имели достаточного обследования местности, достаточного экономического анализа, достаточно углубленного про­ екта. Мы начали строить, как не полагается. Результаты налицо. Мы перестраиваем и так и этак — стоит это больших денег. На Тикси мы будем строить продуманнее. Печально, что мы не строим порта в Колыме. От нашей науки в течение ряда лет мы не можем добиться того, чтобы нам дали разумную ііортоизыскательскѵю работу. Это один из пробелов нашей научно-практической работы. Мы будем иметь в 1936 году продолжение больших работ по обеспечению навигации. Несомненно, наше Гидрографическое управление — одно из тех частей Главсевморпути, которые работают наиболее четко. Но дело растет, и гидрографии придется много работать, чтобы не отстать от роста практики. В частности, на востоке гидрографией сделано еще мало, начиная с Восточносибирских островов,— здесь предстоит много работы. Очень важно, чтобы гидрографы использовали практический опыт капитанов. Я с громадным наслаждением прочитал рейсовое донесение гов. Воронина с „Ермака" и послал копию в Гидрографическое управ­ ление с надписью: „Предлагаю полностью учесть в работе 1936 года". Очень важно спросить наших опытнейших капитанов, что нужно для плавания, и сделать так, чтобы облегчить им очень трудный и от­ ветственный путь. Кроме общего увеличения отдельных новых рейсов, перед нами стоит задача улучшения общего состояния флота. Северный морской путь в своей эксплоатации приближается к типу нормального пред­ приятия. Имеются тарифы, и есть уже расписание. Если нельзя еще сказать точно, в какой день и час пароход отойдет, то до недели пла­ нировать уж научились. Сейчас, когда мы подготовляем переход на большие транспортные операции с флотом в десятки единиц — мы должны присмотреться очень внимательно к экономической стороне. В свое время, когда начали осваивать Северный морской путь, отдельные рейсы обходились очень дорого. Мы отвергали неправильные оппортунистические заявления о том, что Северный морской путь нерентабельный, дешевле, мол, по железной дороге провозить. Мы понимали, что надо сделать его рен­ табельным в конечном счете, но в начале надо затратить средства. Теперь пора подготовиться к тому, чтобы сделать его действительно рентабельным, подсчитать стоимость, главным элементом которой будет время. Надо добиться того, чтобы Северный морской путь суда прохо­ дили быстрее. Это основной момент рентабельности, тем более, что мы должны учесть перспективы мировой торговли и возможной фрахтовки иностранных судов. В ряде случаев выгоднее не наши суда посылать, которым сравнительно меньше возможности получить обратный груз с востока, а использовать иностранный флот, как, например, в Карской операции. Мы должны быть готовы к тому, чтобы Северный морской путь получил лицо коммерческого предприятия, организованного наилучшим образом, без потерь времени и, конечно, без аварий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz