Советская Арктика. 1936, №3.

М. Броднев. Из чума в культурное жилѵще 105 Обсудили все детали постройки п при­ шли к следующему соглашению: Яков Се­ расхо и Максим Сухаринов дома строят сами и за свой счет. Культбаза отпускает лес и весь строительный материал по себе­ стоимости, делает рамы и косяки в своей мастерской, дает плотников на покрытие домов, наблюдает за строительством и по­ могает советами в плотничьих работах. Хотелось первые ненецкие дома видеть уютными и красивыми. Поэтому пришлось предъявить такое требование: все даем, всем помогаем, но с условием выполнять наши указания и строить хорошо. Через пять дней на берегу реки, на н е­ большом бугре уже было положено по не­ скольку венцов. Кантуют бревно, рубят и сразу же кладут на место. Я впервые видел плотников в малинах, и надо отдать им справедливость: плотничали не плохо. При­ сутствовавший специалист по постройке — десятник — не нашел ни одного крупного дефекта, а только посоветовал несколько поднять один из углов сруба Якова. Приближался праздник Великой проле­ тарской революции. Мы с Максимом пере­ менились ролями. Раньше я ему надоедал: .Строй скорее, к большому празднику надо переехать в дом*. А теперь он ко мне хо­ дит по нескольку раз в день: „Рамы давай, большой праздник скоро, я все сделал, а рам юнгу (нет)“. Нажали. Рамы сделали к 5 ноября, и из труб двух новеньких до­ миков. покрытых на два ската, пошел дым, являющийся исторической вехой перехода к оседлости и культуре двух туземных се­ мей. ★ На Октябрьскую демонстрацию Яков пришел нарядный. Малиновая сорочка ма­ лицы красиво сочеталась с ремнем, сплошь покрытым узорами бисера, и ножнами худо­ жественной работы. Он подошел к руково­ дителям и сказал: .Пусть народ сходит к нашим новым домам, посмотрят, а я буду говорить*. Подходим. Яков и Максим уже поджидают, стоя на крыше сенеп своих домов. Краткую и сильную речь произнес Яков. От волнения и радости он сбивался с ненецкого языка на русский, с русского на хантепский. — Раньше я был бедный. Теперь я не бед­ ный. Я колхозник. Какой бедный, раз дом построил. Советская власть помогла. Ленин так велел делать, чтобы бедных не было. Правильно это. Сталин так делает, чтобы бедных не было, чтобы хорошо жили. Куль­ турно жить надо. Вот я буду жить культурно. Спасибо культбазе — помогла. Она помогала не зря, Сталин так велел. Ленин так велел. Хорошая советская власть. Приходите ко мне в гости.. На новоселье у Якова и Максима было битком ненцев. Все хвалили дома, их хозяев и советскую власть. С председателем колхоза „Харп“ Того Серасхо идут серьезные разговоры. „Боль­ шой дом колхозу надо. Конюшню надо. Помогаете строить". Решили строить и большой дом и конюшню. Некоторые кол­ хозники тоже решили строить себе дом. К осени 1936 года на том месте, где по­ строились Яков и Максим, бѵдет культурный поселок ненцев, построенный на деньги самих колхозников и их силами, при органи­ зационно-технической помощи хозяйственно­ культурной базы Главсевморпутн. 'k В домах Якова Серасхо и Максима Суха- ринова чисто, тепло, уютно. У Якова два стола — туалетный и для еды. Занавески на окнах. Прибранная кро­ вать. Фотографии на стенк.х. Хозяйка дома — Шура Серасхо всем довольна. Не­ довольна только полами.— „не крашены, мыть трудно". Сговорились, чго весной покрасим обязательно. Подаренная Максиму Сухаринову культ- базой кровать не используется. Привычку спать на полу не оставили в чуме, а пере­ несли в дом. По этому поводу у меня с Максимом состоялся такой разгоішр: — Почему на кровати не спишь? — Не терпит моя. Надоть, однако, буду. — Не знали этого, а то не дали бы кро­ вать. Без дела стоит. - - Зачем без дела? Потом попробую, может терпеть будем. — Чю же не терпеть, — теплее, удобнее на кровати. Максим не нашел возражений. Он просто умолк. Вековая привычка еще давит его. Но и с ней он распрощается скоро. ★ Эти факты имеют крупнейшее значение для нашего Ямальского округа. Основное в том, что силами и средствами колхозов и колхозников можно провести оседание. Надо в безлесные раііоны дать дешевый лес и все строительные материалы. 'Надо организовать строительство, и дело пойдет. Ясно, что оседание нельзя сводить только к строительству домов. Но ведь охотничьи избушки, коррали, перевальные пункты, постоянные забойные площадки и т. д. — разве нельзя создать на таких же принципах? Безусловно можно. Надо только по-боль­ шевистски взяться за это дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz