Советская Арктика. 1936, №3.
М. Броднев. Из чума в культурное жилѵще 105 Обсудили все детали постройки п при шли к следующему соглашению: Яков Се расхо и Максим Сухаринов дома строят сами и за свой счет. Культбаза отпускает лес и весь строительный материал по себе стоимости, делает рамы и косяки в своей мастерской, дает плотников на покрытие домов, наблюдает за строительством и по могает советами в плотничьих работах. Хотелось первые ненецкие дома видеть уютными и красивыми. Поэтому пришлось предъявить такое требование: все даем, всем помогаем, но с условием выполнять наши указания и строить хорошо. Через пять дней на берегу реки, на н е большом бугре уже было положено по не скольку венцов. Кантуют бревно, рубят и сразу же кладут на место. Я впервые видел плотников в малинах, и надо отдать им справедливость: плотничали не плохо. При сутствовавший специалист по постройке — десятник — не нашел ни одного крупного дефекта, а только посоветовал несколько поднять один из углов сруба Якова. Приближался праздник Великой проле тарской революции. Мы с Максимом пере менились ролями. Раньше я ему надоедал: .Строй скорее, к большому празднику надо переехать в дом*. А теперь он ко мне хо дит по нескольку раз в день: „Рамы давай, большой праздник скоро, я все сделал, а рам юнгу (нет)“. Нажали. Рамы сделали к 5 ноября, и из труб двух новеньких до миков. покрытых на два ската, пошел дым, являющийся исторической вехой перехода к оседлости и культуре двух туземных се мей. ★ На Октябрьскую демонстрацию Яков пришел нарядный. Малиновая сорочка ма лицы красиво сочеталась с ремнем, сплошь покрытым узорами бисера, и ножнами худо жественной работы. Он подошел к руково дителям и сказал: .Пусть народ сходит к нашим новым домам, посмотрят, а я буду говорить*. Подходим. Яков и Максим уже поджидают, стоя на крыше сенеп своих домов. Краткую и сильную речь произнес Яков. От волнения и радости он сбивался с ненецкого языка на русский, с русского на хантепский. — Раньше я был бедный. Теперь я не бед ный. Я колхозник. Какой бедный, раз дом построил. Советская власть помогла. Ленин так велел делать, чтобы бедных не было. Правильно это. Сталин так делает, чтобы бедных не было, чтобы хорошо жили. Куль турно жить надо. Вот я буду жить культурно. Спасибо культбазе — помогла. Она помогала не зря, Сталин так велел. Ленин так велел. Хорошая советская власть. Приходите ко мне в гости.. На новоселье у Якова и Максима было битком ненцев. Все хвалили дома, их хозяев и советскую власть. С председателем колхоза „Харп“ Того Серасхо идут серьезные разговоры. „Боль шой дом колхозу надо. Конюшню надо. Помогаете строить". Решили строить и большой дом и конюшню. Некоторые кол хозники тоже решили строить себе дом. К осени 1936 года на том месте, где по строились Яков и Максим, бѵдет культурный поселок ненцев, построенный на деньги самих колхозников и их силами, при органи зационно-технической помощи хозяйственно культурной базы Главсевморпутн. 'k В домах Якова Серасхо и Максима Суха- ринова чисто, тепло, уютно. У Якова два стола — туалетный и для еды. Занавески на окнах. Прибранная кро вать. Фотографии на стенк.х. Хозяйка дома — Шура Серасхо всем довольна. Не довольна только полами.— „не крашены, мыть трудно". Сговорились, чго весной покрасим обязательно. Подаренная Максиму Сухаринову культ- базой кровать не используется. Привычку спать на полу не оставили в чуме, а пере несли в дом. По этому поводу у меня с Максимом состоялся такой разгоішр: — Почему на кровати не спишь? — Не терпит моя. Надоть, однако, буду. — Не знали этого, а то не дали бы кро вать. Без дела стоит. - - Зачем без дела? Потом попробую, может терпеть будем. — Чю же не терпеть, — теплее, удобнее на кровати. Максим не нашел возражений. Он просто умолк. Вековая привычка еще давит его. Но и с ней он распрощается скоро. ★ Эти факты имеют крупнейшее значение для нашего Ямальского округа. Основное в том, что силами и средствами колхозов и колхозников можно провести оседание. Надо в безлесные раііоны дать дешевый лес и все строительные материалы. 'Надо организовать строительство, и дело пойдет. Ясно, что оседание нельзя сводить только к строительству домов. Но ведь охотничьи избушки, коррали, перевальные пункты, постоянные забойные площадки и т. д. — разве нельзя создать на таких же принципах? Безусловно можно. Надо только по-боль шевистски взяться за это дело.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz