Советская Арктика. 1936, №3.

БЕСЕДА С ЛЕТЧИКОМ 58 Советская .Арктика • 1936 ■.¥? 3 Летчик Прахов в конце 1935 г. вернулся с зимовки на мысе Челюскина. Основываясь на своем долголетнем опыте, он пришел к за­ ключению, что наиболее приемлемой ма­ шиной в Арктике является „амфибия" с прочной деревянной или, лучше, с метал­ лической лодкой. От применения самолетов поплавкового типа в Арктике следует совсем отказаться так как они, во-первых, непослушны при рулежке и поэтому часто наскакивают на льдины, а во-вторых, — они не выдерживают посадки при большой волне и, наконец, их очень трудно вытаскивать из воды. Послед­ нее, хотя в меньшей степени, относится и к лодочной конструкции. Поэтому над во­ просом облегчения вытаскивания самолета из воды стоит позадуматься. Самолеты для Арктики лучше делать це­ ликом из металла, так как почти ни на од­ ной из наших зимовок нет ангаров для них и „смешанные” самолеты быстро выходят из строя. Бояться же коррозии почти не приходится, так как она распространяется весьма слабо. Желательно, чтобы „амфибия" была снаб­ жена двумя моторами, но с таким расчетом, чтобы она могла летать на одном. Это гаран­ тирует от аварии в случае остановки одного нз моторов. Моторы обязательно должны быть водяного охлаждения, так как они ме­ нее капризны в отношении горючего и смазки, по сравнению с воздушными, кото­ рые требуют, например, бензина определен­ ного удельного веса, а такой бензин не всегда имеется на авиобазах. Шасси на амфибии должны обладать ко­ лесами-баллонами, так как тундра весной и летом раскисает и обычные колеса в ней вязнут. Такие колеса-баллоны у нас в Союзе уже применяются, но на Севере их еще нет. Монопланы для Севера удобнее бипла­ нов: они легче при сборке, у них нет рас­ чалок. Для научных целей в Арктике должна применяться „амфибия" легкого тина, с хо­ рошей подъемной скоростью и с большим диапазоном скоростей, а также с высоким потолком, так как на Севере еще не изу­ чены инверсии колебания воздуха. В помощь водному транспорту нужны мелкие самолеты с базой на берегу, так как корабельные самолеты зачастую не могут полностью обеспечить ледовую разведку (наличие мелких льдин вокруг корабля ме­ шает взлету и посадке). Для спасательных экспедиций и в помощь хозяйственникам преимущество па стороне самолета, а не дирижабля, так как самолет мо­ жет оказать помощь в более короткие сроки 1 Все беседы организованы и литературно обработаны Т. А. Караваевой. К). С. ПРАХОВЫМ1 и летать почти в любых условиях, в то время как дирижабль при небольшой измо­ рози и обледенении работать не в состоянии. Пассажирские самолеты в Арктике не должны быть многоместными — максимум на 8 человек. Пассажирские и пилотские ка­ бины необходимо делать теплыми: прежде всего закрытыми и отапливающимися (о т ­ работанными газами). В закрытых пилотских кабинах следует обеспечить максимум обзора (чему наши лимузины сейчас не удовлетворяют); стекла должны быть незамерзающими (для смазки их имеется специальная мазь). Арктические самолеты должны обладать большим радиусом действия, хорошеіі ско­ ростью (250—300 км в час), большой грузо­ подъемностью и продолжительностью по­ лета без посадки до 20 часов. Что касается оборудования самолета раз­ личными приборами, то здесь необходимо внести некоторые изменения и дополнения. Прежде всего нужно увеличить оборудо­ вание для слепого полета, так как на Севере туман иногда поднимается так высоко, что сливается с облаками и лететь выше невоз­ можно. Для этих целей необходимо иметь искусственные горизонты и даже автоматы. Некоторые приборы, как, например, пока­ затели скоростей, необходимо дублировать, так как они часто портятся. К трубкам Пито надо подводить электро­ обогреватели, так к ак они часто замерзают и выходят из строя Необходимо улучшить и радиаторы. Систему перекрытия крапов следует раз­ мещать так, чтобы она была под руками, а не так далеко, как она сейчас располо­ жена на наших самолетах. Радиооборудование на самолетах у нас тяжелое и громоздкое, его необходимо об­ легчить. Помимо стандартного электрообо­ рудования, следует еще иметь ракеты Хольта. Существующие сейчас пилотские кресла весьма неудобны для длительных полетов: спинки у них очень прямые, а сиденья же­ сткие; их следует переоборудовать. Против возможного обледенения с успе­ хом могут применяться чехлы из легкого брезента. На мысе Челюскина такие чехлы одевались только на хвостовое оперение самолета, и результаты получались положи­ тельные. Подобные чехлы на весь самолет обязательно должны быть введены в Арктике. В полярную ночь в Арктике летать бы­ вает очень трудно из-за краііне изменчивой погоды, поэтому в зимние месяцы самоле­ тами пользуются большей частью только для нужд станции. Чтобы сильные ветры, свирепствующие в полярную ночь, не трепали самолетов, их на это время обычно разбирают. Для хра­ нения самолетов во время их эксплоатации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz