Советская Арктика. 1936, №3.
БЕСЕДА С ЛЕТЧИКОМ 58 Советская .Арктика • 1936 ■.¥? 3 Летчик Прахов в конце 1935 г. вернулся с зимовки на мысе Челюскина. Основываясь на своем долголетнем опыте, он пришел к за ключению, что наиболее приемлемой ма шиной в Арктике является „амфибия" с прочной деревянной или, лучше, с метал лической лодкой. От применения самолетов поплавкового типа в Арктике следует совсем отказаться так как они, во-первых, непослушны при рулежке и поэтому часто наскакивают на льдины, а во-вторых, — они не выдерживают посадки при большой волне и, наконец, их очень трудно вытаскивать из воды. Послед нее, хотя в меньшей степени, относится и к лодочной конструкции. Поэтому над во просом облегчения вытаскивания самолета из воды стоит позадуматься. Самолеты для Арктики лучше делать це ликом из металла, так как почти ни на од ной из наших зимовок нет ангаров для них и „смешанные” самолеты быстро выходят из строя. Бояться же коррозии почти не приходится, так как она распространяется весьма слабо. Желательно, чтобы „амфибия" была снаб жена двумя моторами, но с таким расчетом, чтобы она могла летать на одном. Это гаран тирует от аварии в случае остановки одного нз моторов. Моторы обязательно должны быть водяного охлаждения, так как они ме нее капризны в отношении горючего и смазки, по сравнению с воздушными, кото рые требуют, например, бензина определен ного удельного веса, а такой бензин не всегда имеется на авиобазах. Шасси на амфибии должны обладать ко лесами-баллонами, так как тундра весной и летом раскисает и обычные колеса в ней вязнут. Такие колеса-баллоны у нас в Союзе уже применяются, но на Севере их еще нет. Монопланы для Севера удобнее бипла нов: они легче при сборке, у них нет рас чалок. Для научных целей в Арктике должна применяться „амфибия" легкого тина, с хо рошей подъемной скоростью и с большим диапазоном скоростей, а также с высоким потолком, так как на Севере еще не изу чены инверсии колебания воздуха. В помощь водному транспорту нужны мелкие самолеты с базой на берегу, так как корабельные самолеты зачастую не могут полностью обеспечить ледовую разведку (наличие мелких льдин вокруг корабля ме шает взлету и посадке). Для спасательных экспедиций и в помощь хозяйственникам преимущество па стороне самолета, а не дирижабля, так как самолет мо жет оказать помощь в более короткие сроки 1 Все беседы организованы и литературно обработаны Т. А. Караваевой. К). С. ПРАХОВЫМ1 и летать почти в любых условиях, в то время как дирижабль при небольшой измо рози и обледенении работать не в состоянии. Пассажирские самолеты в Арктике не должны быть многоместными — максимум на 8 человек. Пассажирские и пилотские ка бины необходимо делать теплыми: прежде всего закрытыми и отапливающимися (о т работанными газами). В закрытых пилотских кабинах следует обеспечить максимум обзора (чему наши лимузины сейчас не удовлетворяют); стекла должны быть незамерзающими (для смазки их имеется специальная мазь). Арктические самолеты должны обладать большим радиусом действия, хорошеіі ско ростью (250—300 км в час), большой грузо подъемностью и продолжительностью по лета без посадки до 20 часов. Что касается оборудования самолета раз личными приборами, то здесь необходимо внести некоторые изменения и дополнения. Прежде всего нужно увеличить оборудо вание для слепого полета, так как на Севере туман иногда поднимается так высоко, что сливается с облаками и лететь выше невоз можно. Для этих целей необходимо иметь искусственные горизонты и даже автоматы. Некоторые приборы, как, например, пока затели скоростей, необходимо дублировать, так как они часто портятся. К трубкам Пито надо подводить электро обогреватели, так к ак они часто замерзают и выходят из строя Необходимо улучшить и радиаторы. Систему перекрытия крапов следует раз мещать так, чтобы она была под руками, а не так далеко, как она сейчас располо жена на наших самолетах. Радиооборудование на самолетах у нас тяжелое и громоздкое, его необходимо об легчить. Помимо стандартного электрообо рудования, следует еще иметь ракеты Хольта. Существующие сейчас пилотские кресла весьма неудобны для длительных полетов: спинки у них очень прямые, а сиденья же сткие; их следует переоборудовать. Против возможного обледенения с успе хом могут применяться чехлы из легкого брезента. На мысе Челюскина такие чехлы одевались только на хвостовое оперение самолета, и результаты получались положи тельные. Подобные чехлы на весь самолет обязательно должны быть введены в Арктике. В полярную ночь в Арктике летать бы вает очень трудно из-за краііне изменчивой погоды, поэтому в зимние месяцы самоле тами пользуются большей частью только для нужд станции. Чтобы сильные ветры, свирепствующие в полярную ночь, не трепали самолетов, их на это время обычно разбирают. Для хра нения самолетов во время их эксплоатации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz