Советская Арктика. 1936, №3.

Умберто Нобиле. Дирижабль в Арктике _____ __ _ _____________ 97 лю с— Берингов пролив до местечка Теллер па Аляске, покрыв расстояние в 5100 км. Если же при сравнении дирижабля и • самолета принять также во внимание воз­ можность их оборудования для научной работы, то превосходство дирижабля станет еще более очевидным. Было бы достаточно удвоить или утроить кубатуру дирижабля, и тогда можно было бы установить для него базу в Архан­ гельске, Ленинграде или Москве, а радиус его действия позволил бы совершать полеты в районе Арктики или, по крайней мере, в большей ее части. Я вовсе не хочу сказать, что самолет не играет никакой роли в деле исследования Арктики. Без сомнения, самолет является прекрасным вспомогательным средством прежде всего при экспедициях, производя­ щихся на ледоколах и ставящих себе задачей разведку поверхности. Аэроплан как нельзя более подходит для расширения района, исследуемого ледоколом. Блестящим тому примером являются известные полеты Чѵх- новского в экспедиции ледокола „Красин* и полеты Бабушкина в экспедиции ледокола , Малыгин". При подобных условиях было бы непрактично пользоваться дирижаблем, так как по условиям габарита и управля­ емости пришлось бы сильно уменьшить кубатуру дирижабля и пользоваться таким типом конструкции, который бы позволил быстро собирать и разбирать дирижабль на льду. Но расходы, сложность и риск, связанные со сборкой дирижабля под от­ крытым небом и наполнением его оболочки газом, как бы они ни были упрощены, все же не соответствуют производительности дирижабля небольшой кубатуры, скорость и радиус действия которого будут весьма ограниченными. В случае непродолжительных полетов разведывательного характера вокруг базы, состоящей из аэродрома, расположенного на суше, или ледокола, сухопутный самолет, снабженный лыжами (если ледокол застрял во льдах) или гидросамолет (если ледокол находится в зеркале воды, очищенной ото льда) без всякого сомнения можег быть чрезвычайно полезным. Насколько были бы богаче результаты знаменитой экспедиции Нансена на „Фрам е\ если бы в то время он мог взять на борт корабля хотя бы небольшой самолет! В небольшом разведывательном полете продолжительностью в несколько часов са­ молет подвергается минимальному риску, так как даже в случае появления тумана в районе базы, из которой он вылетел, летчик может быть вб-время предупрежден при помощи радио. Но если полет должен быть продолжительным и на дальнюю дистан­ цию. то риск значительно увеличивается. Риск увеличивается еще более, если само­ лет, вследствие поломки одного из моторов или недостатка горючего, или же по какой- либо другой причине должен будет совер­ шить вынужденную посадку на лед. Случаи при полете Амундсена па 88-ю параллель северной широты подтверждают, насколько рискованна вынужденная посадка во льдах. Выбрать сверху наиболее подходящее место для посадки на лед (для чего прежде всего требуется достаточное время) — чрезвычайно трудно; но даже если посадка уже с о в е р ­ шена удачно, то условия летного поля, к о ­ торые могут измениться в любой момент, не всегда благоприятствуют взлету. При продолжительных разведывательных полетах, когда летательный аппарат уда­ ляется на несколько тысяч километров от своей базы-аэродрома, дирижабль блестяще подтверждает свое превосходство над само­ летом. Такой полет может быть выполнен с минимальным риском и максимальными результатами.только дирижаблем. Для дири­ жабля продолжительный туманнапротяжении мн н их сотен километров пути, как это было в экспедициях дирижаблей .Нор: е* и .Италия", затрудняет, правда, полет, ни пе является серьезной опасностью для нею. Обледенения можно легко избегнуть. Но если даже обледенение и происходит, не­ посредственной опасности для дирижабля оно не представляет, как это имеет место с самолетом, так как динамическая подъем­ ная сила дирижабія вполне компенсирует утяжеление, получаемое в результате обле­ денения оболочки. Если в большом разведывательном полете в отношении безопасности дирижабль яв­ ляется намного современнее самолета, то то же самое надо сказать в отношении эффективности его применения как средства разведки. Здесь достаточно напомнить, на­ сколько легче организовать станцию для дирижаблей в полярном районе как на льди­ не, так и на твердой земле. Для ьтого надо только выбрать наиболее подходящее место, а это легко сделать с борта дирижабля (гораздо легче, чем с борта самолета); не нуждаясь в посадке, дирижабль может остановиться на высоте200—300 м и спустить при помощи парашютов людей и все необ­ ходимое оборудование для установки и работы станции. Ведь даже катастрофа дирижабля .И та­ лия" является доказательством того, на­ сколько было легко обеспечить успех этого предприятия. Достаточно вспомнить, что несмотря на трагические обстоятельства, в которых оказались восемь человек, упав­ ших на льдину из кабинки дирижабля, разбившейся при ударе перетяжеленного дирижабля о лед, они все же успели в ко­ роткое время собрать примитивную базу, позволившую нм прожить на этом месте в ожидании помощи более чем 6 недель. Советская Арктика № 3. 1SD. У

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz