Советская Арктика. 1936, №2.
90 ' Советская Арктика ■1936 ■№ 2 Третий полет — 5 сентября. Чухновский с механиком Санаужак вылетел из базы на западную сторону Новой Земли вдоль пролива Маточкин Шар. У мыса Журавлева он произвел вынужденную посадку, так как прямо перед самолетом выступала завеса из снег.і, перекры вавшая залив и берега. (В средней части пролива, где возвышаются горы, с той или иной стороны последних часто накопляются низкие дождевые или снежные облака.) Из опыта 12 полетов Чухновский установил, что самолет может быть использован в следующих операциях: 1) наблюдение за движением льдов в прибрежной полосе, путем окрашивания льда с самолета; 2) глубокая и регулярная разведка льдов в пределах радиуса действия самолета; 3) отыскивание и определение подводных банок на глубине до 25 метров; 4) аэрофотосъемка отдельных небольших участков бере говой полосы: бухт, якорных стоянок, островов, рельефа берега; 5) на блюдение за стадами морского зверя (белухи, тюленей); 6) охрана про мыслов; 7) полеты для связи гидрографических судов и радиостанций между собой; 8) систематическое изучение климатических, гидрологи ческих и других условий Северного моря и гидрографические работы. В 1925 году Чухновский снова принимает участие в полетах на Севере, обслуживая суда Карской экспедиции. Чухновского сопрово ждают летчик Кальвиц и летнаб Радзевич. В экспедиции было 2 само лета „Ю-20“. Учитывая прошлогодний опыт, Чухновский и Кальвиц избрали базой радиостанцию Маточкин Шар. Летом они вылетели из Ленинграда до базы; таким образом, им первым удалось проложить воздушный путь Ленинград—Петрозаводск—Архангельск—Маточкин Шар. От базы Маточкин Шар они обслуживали Карскую экспедицию в течение всего лета. Следует подчеркнуть идею, выдвинутую Чухновским и Кальви- цем: береговое базирование самолетов при обслуживании Карской экспедиции. Это дает постоянство базы, нормальный отдых летному составу, обеспеченную для судов разведку. К 1925 году нужно отнести начало применения самолета в зверо бойном промысле в Белом море. Эту интересную и полезную работу выполняли летчики Бабушкин, Томашевский, Михеев, Дедущенко и другие. Летная база промыслов с радиостанцией находилась на острове Моржовец. Сезон зверобойных промыслов—весна—совпадает с периодом штормовой погоды, с северными ветрами, набивающими к берегам Моржовца горы плавающего льда, кромка которого уходит далеко от побережья. Аэродромом поэтому было избрано озеро, в это время еще покрытое толстым льдом. В первые годы обслуживание промыслов производилось самолетом на лыжах „Ю-15“. Работа авиации вг данных условиях очень трудна. А. И. Томашевский еще в 1926 году писал: „Полеты в районе зверобойных промыслов, совершаемые по многим причинам на сухопутном самолете, являются безусловно трудными и опасными. Особенные трудности полетов встречаются, главным образом, из-за метеорологических условий. Так, например, вылетаешь из Мор жовца—ясно, ветер 2 балла; через 50 километров у мыса Канушина попа даешь в пургу, ветер о баллов. Пройдя 30 километров к северу, встре чаешь хорошую погоду. Долетев до реки Шойна (промежуточная база авиации промыслов) и вернувшись оттуда обратно, в 50 километрах от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz