Советская Арктика. 1936, №2.

А. И. Ханов. Десять лет советской полярной авиации 89 А. И. ХАНОВ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ПОЛЯРНОЙ АВИАЦИИ (1924—1934) I Полярная авиация — детище Великой пролетарской революции. Попытки использовать для полярных исследований самолеты нача­ лись, правда, еще в немногочисленных экспедициях царского времени. В 1913 году взятый в полярную экспедицию Вилькицкого самолет „Морис Фарман“ с летчиком Александровым не произвел ни одного полета. В 1914 году была снаряжена экспедиция для розыска Седова, располагавшая также самолетом „Морис Фарман“. Летчик Нагурский совершил несколько полетов над льдами, доходя до параллели 75° и удаляясь вглубь Баренцова моря, но следов экспедиции Седова он не обнаружил. Вот — единственное наследие времен царизма. Полярную авиацию создали, растили и развили только советские летчики. Деятельность советской авиации в Арктике началась в 1924 году полетами Б. Г. Чухновского в районе Новой Земли. Он с бортмехани­ ком т. Санаужак летал на поплавковом металлическом самолете „Ю-20“, доставленном на Новую Землю пароходом „Юшар“. Базой служило по­ бережье возле радиостанции Маточкина Шара. Самолету была поставлена задача: освещать состояние и располо­ жение льдов в ближайшей к проливу части Карского моря, выяснить, вообще возможности и особенности полетов в Арктике, возможности использования авиации для гидрографических целей, для облегчения кораблевождения во льдах, в промысловом отношении и т. д. За месяц Чухновский сделал 12 полетов в восточной и западной части Новой Земли. Чухновский отмечает три наиболее ценных полета. Первый — раз­ ведка льдов в Карском море 14 августа. Из полученных с самолета сведений начальник экспедиции Н. Н. Матусевич заключил, что льды не позволяют итти „Юшару" к мысу Желания, в то время как пароход готовился итти именно туда. Второй полет — 25 августа. Чухновский вылетел на юг к располо­ женному на полпути до Карских Ворот острову Мехрен-гема, для об­ следования состояния льдов. У радиостанции и всей восточной части пролива дул норд-вест, а в Карском море самолет встретил чистый зюйд (перемена ветров, наблюдаемая там постоянно.) Шли на высоте 700—800 метров, выше не позволяли тучи. С самолета отлично видели морских зайцев (большой вид тюленей) и плавающих среди льдов нерп. В этом полете Чухновский убедился в двух весьма важных об­ стоятельствах. Первое — залив Клокава нанесен на карты совершенно неправильно; действительное его направление от норд-веста на зюйд- вест, а не как показано на карте — от веста к осту. Второе — против, мыса Галла была обнаружена совсем не нанесенная на карту подводная мель, видимостью до 25 метров сквозь воду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz