Советская Арктика. 1936, №2.

82 Советская Арктика • 1936 • № 2 Анализируя методы борьбы с льдообразованием в течение послед­ них пяти лет, можно указать на следующие шесть способов. 1) Механический способ (для уничтожения уже образовавшегося льда). Этот способ заключается в том, что к наиболее ответственным частям самолета, подверженным льдообразованию, подводится тепловая энергия. Этот способ серьезных результатов все же не дал. 2) Нанесение на части самолета, подверженные обледенению, жир­ ного слоя. Этот способ дал отрицательные результаты. 3) Нанесение на части самолета, подверженные обледенению, специальных химических веществ, способных вызвать испарение накап­ ливающейся влаги. Из них наилучшие результаты показала хлебная патока, похожая на глюкозу, но обладающая меньшей твердостью. Этот способ тоже не дал большого эффекта. 4) Установка (надевание) на переднюю кромку крыла и тому подобные части самолета пневматических покрышек из прорезиненной ткани для ломания образовавшегося льда посредством надувания покрышек. Этот метод применяется сейчас на некоторых американских самолетах. 5) Специальный английский аппарат, пущенный в серийное произ­ водство в Англии летом 1935 года (на заводе „Дэнлоп Реббер Компани"). Сущность аппарата заключается в следующем. На кромку кры-льев самолета накладывают пористую кожу. Посредством системы трубок на кромку пропускают жидкость, способную плавить лед. Благодаря этой жидкости, корка льда отстает от поверхности крыльев и затем разрушается от сопротивления воздуха при полете. Указанная жидкость ложится на кромку крыльев довольно тонким слоем и долго ке испа­ ряется. Химический состав жидкости: винный спирт (10%) плюс этилен- гликоль (90%). К кромке крыльев самолета эта жидкость подается специальным приспособлением, действующим от сжатого воздуха, (из баллона, установленного в (Ьюзеляже). Вес всей установки с двумя литрами жидкости и гидрометром— около 13 килограммов. Перед постановкой указанного приспособления на серийное произ­ водство было произведено тщательное его испытание на одном из английских бомбардировщиков типа Хоукер-Харт. Полеты показали, что в течение часа расходуется не более 1 литра жидкости и поэтому на любой полет в условиях обледенения достаточно 5 литров. Попытки применения аналогичного способа на винтах пока не уда­ лись. В Англии считают, что единственным средством для борьбы с льдообразованием на винтах должно быть использование отработан­ ных газов. 6) В самое последнее время в Норвегии разработан довольно про­ стой способ борьбы с обледенением при высотных полетах, вполне применимый и в условиях обледенения от низких температур в Арктике. На переднюю часть самолета одевается медный кожух поверх губчатой ткани, в которой радиально расходится по всей поверхности система трубок. В трубки давлением воздуха нагнетается глицерин из специаль­ ных баков, находящихся внутри самолета. Первые опыты в воздухе показали, что глицерин не дает крыльям и другим частям самолета покрываться льдом. Регулярность полетов, которая с каждым днем становится в Совет­ ской Арктике все более насущной задачей, тесно связывается с про­ блемой слепого полета, а последний — с аэронавигационным оборудо­ ванием. До сих пор нами не уделено еще должного внимания слепым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz