Советская Арктика. 1936, №2.
К. А. Москатов. Проблемы арктической авиации ______ _____ 81 налетал на такой машине 40 000 километров без единой вынужденной посадки. Этот полет совершался из Красноярска (по Енисею) к Игарке и далее по неизведанным районам, и затем к реке Лене, к Охотскому морю, к острову Врангеля и ряду других точек, расположенных в бас сейне Ледовитого океана. Если учесть, что по маршрутам Молокова 1935 года в недалеком будущем будут происходить регулярные по леты, ■— становится очевидной роль большого лодочного гидросамолета с широкой лодкой в миделевом сечении, ибо только последний в со стоянии 1) в течение продолжительного времени пребывать на большой волне, не теряя устойчивости, 2) при посадке в тумане или при плохой видимости на крупную зыбь — садиться с некоторым креном в сторону, 3) при наличии плоскодонной лодки — садиться на лед. Преимущества большого лодочного самолета заключаются еще и в том, что здесь предоставляется полная возможность производить зарядку его непосредственно у берега, а также в случае большой волны укрываться в протоках, связанных с океаном. II Актуальным является вопрос борьбы с коррозией, так как в усло виях регулярных арктических полетов безусловно требуется постройка самолетов металлических (для машин с большим радиусом действия). Мы должны требовать от советской металлургии нержавеющего металла соответствующего состава и термической обработки. Покрытие металла лаками и красками или, как некоторые наши летчики делают, специ альными жирами является паллиативом. Резкие колебания температуры от -f-350 до —70° Ц наряду с тума нами особо остро ставят проблему борьбы с обледенением самолетов. Образование льда в полете, обычно наблюдаемое на крыльях, тро сах, стойках, пропеллере, шасси, радиомачте и хвостовом оперении, влечет за собой: изменение профиля крыла, увеличение веса самолета и лобового сопротивления, способствуя одновременно значительному повышению вибраций. В ряде случаев обледенение приводит к закупорке трубок Пито, отверстий бензобаков и к заеданию тяг управления. Если лед на стойках и шасси, кроме утяжеления самолета, особой опасности не представляет, то обледенение крыльез, как показал случай с летчи ком Леваневским на самолете „Флистер“ -— Консолидейтед является серьезной угрозой, приводящей к азариям, поскольку при этом проис ходит потеря устойчивости, высоты. Так как в Арктике часто встре чаются горы, то одна только потеря высоты является серьезной опасностью (снова напоминаем случай с летчиком Леваневским в начале 1934 года, когда вследствие обледенения крыльев, повлекшего потерю высоты, самолет задел за гору, вызвав поломку и отрыв одной из лыж). Произведенные в США и других странах наблюдения показали, что быстрота обледенения непосредственно связана со степенью влаж ности. Лед образовывается при влажности более 90°/о, но наиболее быстрое обледенение наступает при 100°/о влажности. Борьба с обледенением самолетов может вестись несколькими способами: четко поставленной метео- и радиослужбой и, кроме того, оборудованием самолетов специальными приборами, предупреждающими летчика о появлении льда, и приспособлениями против обледенения. Вполне понятно, что все эти агрегаты должны не ухудшать конфигу рацию самолета и влиять минимально на увеличение его веса. 6 Советская Арктика № ".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz