Советская Арктика. 1936, №2.

80 Советская Арктика • 1936 • № 2 Зимой на пути следования самолета (немного севернее Якутска) встре­ чаются местности с температурой минус 70° Ц. Число дней в году со средней температурой ниже 0° Ц в Иркутске — 178, в Якутске — 214. Средняя годовая температура в Иркутске минус 0,9° Ц, в Якутске — минус 10,6° Ц. В Иркутске только один месяц в году — июль — бывает совершенно бе з заморозков. К этим отрицательным факторам следует добавить сильные и частые туманы, в условиях горных возвышенностей доходящие до 4000 метров и выше, и создающие определенные трудности. Наконец, третьим отри­ цательным фактором является малое количество посадочных площадок. Кроме того, в Советской Арктике, где поселения и промышленные предприятия расположены, главным образом, у больших рек (Оби, Ени­ сея, Лены), посадочными площадками служит вода этих рек, отличаю­ щихся или невероятно сильным течением, доходящим до 14 километров в час (Енисей), или сильными порогами (Лена), или же, наконец, узкими участками, расположенными среди отлогих горных возвышенностей. Зимой все это зачастую усложняется торосистым льдом. В Арктике сейчас эксплоатируются 8 типов самолетов, среди кото­ рых имеются еще и иностранные (как Дорнье-Валь), показавшие хорошие результаты, но большинство составляют советские самолеты и притом сухопутные. Единственное преимущество в эксплоатации советских сухопутных самолетов — это конструкция их шасси, позволяющая сра­ внительно легко менять колеса на лыжи и поплавки. Но это, конечно, паллиатив. Поэтому, начиная с 1934 года, всячески поощрялась деятельность отдельных конструкторов и заводов, предлагавших проекты самолетов, пригодных в Арктике. На сегодняшний день построены и испытаны два таких самолета — это „АРК-3-1“ и „ЗИГ-И. „АРК-3-1" это цельнометаллический сухопутный моноплан с одним советским, мощным Ѵ-образным мотором блочной конструкции, водяного охлаждения, типа М-34, мощностью 750 л. с. Данные самолета: длина — 15 метров, размах крыльев — 23,4 метра; максимальная скорость 210 км/час, крейсерская — 140 км/час, посадочная — 85 км/час. Радиус действия — 1000 километров, потолок 5000 метров. Самолет рассчитан на 12 пассажирских мест. Полетный вес самолета (полный) — 5500 кило­ граммов. Достоинством самолета является его отличное отепление и спо­ собность быстро менять колеса на лыжи и поплавки. Другая машина „ЗИГ-1“ имеет более мощную моторную установку—-два мотора М-17 по 600 л. с. каждый и в соответствии с этим большие скорости (макси­ мальная 307 км/час, крейсерская — 268 км/час, и посадочная — 95 км/час). Радиус действия— 1500 километров; потолок — 3000 метров. Самолет „ЗИГ-1“ имеет хорошо обтекаемую форму и при постановке двух более мощных моторов М-34 может явиться отличной быстроходной машиной. Это следует подчеркнуть особо, потому что у ряда авиационных работ­ ников существует неправильный взгляд, что, якобы, в Арктике нужны только тихоходные самолеты. В основном оба эти самолета сухопутного типа, но в ближайшее время будет закончено испытание мощной летаю­ щей лодки советской конструкции и с советскими моторами, которое несомненно обогатит небольшой парк экспериментальных машин, из которых можно будет выбрать наиболее удовлетворительную. Эксплоатация показала преимущества в Арктике двухмоторных тяжелых лодочных самолетов типа Дорнье-Валь. Летом 1935 года Герой Советского Союза В. С. Молоков за два с половиной месяца работы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz