Советская Арктика. 1936, №2.

Полярная авиация К. А. МОСКАТОВ Старший инженер авиации Главсев- морпути ПРОБЛЕМЫ АРКТИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ I Слабая изученность Севера, суровые метеорологические условия, недостаточность посадочных площадок и отсутствие других элементов, необходимых для нормальной эксплоатации самолета, поставили перед полярной авиацией ряд сложных и срочных проблем. Срочность их решения диктуется хотя бы ростом арктической авиации, особенно за последние три года. Так, если принять число самолетов советской арктической авиации в 1933 году за 100 7 0, то в 1934 году оно выросло до 230%, в 1935 году до 423%. Мы уже довольно близко подошли к тому, что прежняя воздушная героика становится буднями. Спорадические полеты периода 1924—- 1933 годов дали некоторый опыт авиации далекого Советского Севера. С 1933 года совершались уже регулярные полеты, а также имелись три арктических воздушных линии по основным сибирским рекам: Оби, Ени­ сею и Лене, а с 1936 года —и по ряду других местностей. Тем не менее, еще не подытожен имеющийся опыт, еще не сложи­ лось определенного твердого мнения о типе или типах самолетов, моторов и другого оборудования полярной авиации. Если какой-нибудь летчик или бортмеханик хорошо приспособил свою машину для Арктики или, точнее говоря, сумел приспособиться к капризам природы (в борьбе с коррозией, в запусках мотора и т. п.), то он защищает именно данную конструкцию. Между тем нам следует получить такой самолет и мотор, эксплоатация которых не зависела бы только от искусства его экипажа, чтобы и средний летный экипаж мог справиться с маши­ ной в любых арктических условиях. Отсутствие твердого мнения о типе арктического самолета привело к тому, что до последнего времени у нас эксплоатируются самые разно­ образные конструкции самолетов и моторов. Здесь можно видеть и дере­ вянные, и металлические, и смешанные виды: монопланы и бипланы; сухопутные, морские и амфибии; моторы как водяного так и воздушного охлаждения (преобладают первые) мощностями от 100 и до 750 л. с. В каких условиях приходится работать советской арктической авиации? Возьмем для примера одну из наших самых северных линий — Ленскую, прорезывающую районы Иркутска, Якутска, бухту Тикси, наиболее характерную по трудностям эксплоатации. Температура воздуха зимой в Якутске падает до минус 64° Ц, а в Иркутске — до минус 46'.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz