Советская Арктика. 1936, №2.

70 Также были проведены круглогодичный цикл наблюдений за уровнем, температурой и соленостью, что до сих пор не сделано ни одной станцией. Еще целый ряд работ над изучением физических свойств льда был хорошо проведен за зимовку. Отмечено хорошее качество выполнения работ по земному магнитизму, по актино­ метрии. Представленный научный материал по изучению распространения радиоволн дал возможность сделать практические и научные выводы. Радиостанция бухты Тихой — опорная— имеет своей задачей обслуживание судов, плавающих в районе архипелага, обслужи­ вание самолетов и метеослужбы. Советская Арктика • 1936 ■ Л» - Основная радиосвязь имеется через ра­ диостанции мыса Желания и Матшар. Не­ смотря на значительный износ аппаратуры и силового хозяйства станции, благодаря работе отличников —радиотехника Флехнера и механика Беркутенко — станция не имела ни одного перерыва в работе, обеспечив передачу за год 60692 слов, прием 27950 слов. По качеству комплекса научных, хозяй­ ственных работ и общественной жизни станция бухты Тихой признана одной из пяти о б р а з ц о в ы х станций Г лав сев- морпути. Из числа образцовых работ, проведенных в прошлом на станции, в свое время была также отмечена работа за зимовку 1932.33 го­ да при начальнике И. Д. Папанине. ОСТРОВ Полярная станция Тикси расположена на небольшом мысу западного берега одно­ именной бухты, в глубине залива Сого. С трех сторон она окружена значительны­ ми горными возвышенностями с широкими сквозными долинами рек Сого, Кобчика, Себастьян и др. Устьевые отрезки их русел пролегли но широкой ровной котловине, имеющей в поперечнике более 10километров. Благодаря защитному действию гор, метеорологические показатели нашей стан­ ции сильно искажены и в большей своей части имеют лишь местный характер, что подтверждается следующими фактами. Осенью 1934 года при поездках на катере на остров Мостах, отстоящий от станции в 40 километрах на восток, мы неоднократ­ но попадали в 6—8-балльный шторм при ЮВ, ЮЗ и 3 ветрах, в то время когда около станции до мыса Косистого (15 километров) стояла штилевая погода. В другом случае в заливе Булунгкан (8 километров север­ нее станции), также окруженном горами, зимой несколько раз были зарегистрирова­ ны довольно сильные пурги, а в то же время в районе станции наблюдались сла­ бые ветры иных румбов либо штиль. Остров Мостах мог бы поэтому служить наиболее подходящим местом для гидро­ метеорологических наблюдений, ибо там исключено влияние на них рельефа. Особен­ но же ценными были бы там ледовые наблюдения, поскольку замерзание бухты в районе острова происходит на месяц позже, чем в районе станции и порта (в заливе Булунгкан). Учитывая все это, зимбвщики станции Тикси подняли вопрос об организации дополнительных гидро-метеорологических наблюдений на острове Мостах, где имелись недостроенный дом и силовая установка с динамо на 1,~> квт для аккумуляторов Л . / / . ГУСЕР, МОСТАХ і і х о д н о г о маяка. Вопрос обсуждался на р а с ­ ширенном производственном совещании (осенью 1934 года), где признали целесо­ образным и своевременным открытие вынос­ ного пункта, могущего своими наблюдени­ ями дать исчерпывающие сведения по метео­ рологии, гидрологии и ледовому режиму входа в бухту Тикси и в Усть-Ленский морской порт. Одновременно выявилась возможность выделить для пункта полный комплект соответствующих приборов и приемо-передаточной радиоустановки, обе сиечивающей бесперебойность связи. В октябре 1934 года шхуна .Темп" пыта­ лась забросить на Мостах наблюдателя- аэролога Ф. Рык, но, попав в сильный шторм в момент ледостава бухты, через пять дней с большим трудом вернулась в порт, не выполнив задания. Поездку на остров пришлось отложить до установления зимнего пути. Открытие пункта выпало на долю геоло­ г о в— автора настоящей заметки и его по­ мощника С. С. Флейшмана, взявших на себя труд оборудовать помещение для будущей зимовки на острове Мостах и попутно произвести геолого-геоморфологическое описание острова. Две собачьи упряжки были предоставлены нам только 7 декабря, когда предваритель­ ная разведка показала, что на пути не встретится препятствий в виде открытой воды или широких полыней. Запас продо­ вольствия был рассчитан на два месяца. В пути ни открытой воды, ни молодого льда мы нигде не встретили. Дорога шла по ровному, занесенному снегом льду. Лишь за мысом Косистым скольжению нарт мешали большие поля засоленного рыхлого снега и встречались редкие открытые тре­ щины во льду. На остров прибыли через пять часов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz