Советская Арктика. 1936, №2.
М. Е. Ставницер. Баренцбург 61 в 380 тонн, а в 1934 году добыча достигла 180000 тонн—600 тонн в сутки, то в 1935 году только за 10 месяцев выдано на-гора 290 000 тонн при среднесуточной добыче в 1140 тонн, другими словами — за один последний год добыча была удвоена. Такие же разительные цифры достигнуты и по вывозке угля. В 1933 году вывезено 74 000 тонн, в 1934 году—150000 тонн, в 1935 году — 300000 тонн. Умелая концентрация горных работ, комплексная механизация обеспечили поднятие производительности труда до значительного уровня. Если в 1933 году производительность труда на одного трудящегося в месяц составляла 16,4 тонны, в 1934 году — 20,3 тонны, то в январе 1935 года — уже 30,2, а в октябре — 33,2 тонны. Значительно хуже обстоит дело с разрешением ряда мелких и крупных проблем Баренцбурга, которыми никто по существу не зани мается с первого дня организации советского рудника. Получается своеобразное делячество, упор на показатели исключительно сегод няшнего дня, с забвением работ, подготовляющих завтрашнюю добычу. Возьмем к примеру вопрос о зольности угля. Затрачивая огром ные средства на организацию добычи угля в Баренцбурге, страна в праве требовать, чтобы пароходы и промышленность Севера полу чали со Шпицбергена уголь по меньшей мере не худший, если не луч ший, чем дают норвежцы. Опыт показал, что при желании такой уголь можно дать. Достаточно привести пример со снабжением „Садко“, когда были применены простейшие технические мероприятия и ледокол получил высококачественнейший уголь. В то время, когда большинство лав Баренцбурга дает уголь со средней зольностью не выше установлен ного стандарта, две лавы— вторая и шестая — дают огромную зольность. (Достаточно ясно станет, если привести такие цифры: лавы четвертая, пятая, третья и седьмая дают 12% зольности, а лава вторая — 25%.) И на Баренцбурге вместо того, чтобы выделить добычу второй и ше стой лав в отдельные конусы, в крайнем случае за счет даже некото рых дополнительных расходов, предпочитают ссыпать вместе весь уголь, то есть — портить ложкой дегтя бочку меда. Возьмем также вопрос об использовании пресловутой пачки. Выше говорилось о „вслоенных" в пласты угля посторонних породах. Нали чие пачек углистого сланца и многозольного угля на 50% увеличивает объем работ. Для того чтобы добыть одну тонну угля, нужно вхоло стую, без всякой пользы для производства, предварительно перебрать одну тонну так называемой пачки, выбросить ее, причем, как правило, лачка не вся очищается, часть попадает в уголь, засоряя его. Летом 1935 года мне пришлось сопровождать по шахте норвеж ского горного инспектора Мерхгольма. В нескольких лавах Мерхгольм брал в руки блестящие пластинки пачки и спрашивал, почему мы не добываем из нее „ойль“. Мерхгольм удивлялся, почему, поставив работу шахты на уровень лучших шахт Запада (этот комплимент приходилось слы шать не только от Мерхгольма, но и от многих других иностранных инже неров), мы оставляем пачку в выработанном пространстве, затрачивая тысячи рублей на ее уборку. Пора уже заняться изучением химических -свойств пачки и вопросом о выдаче ее на-гора для переработки. Точно также никто не задумывается над вопросом об использова нии угольной мелочи и пыли, значительное количество которой накапли вается из года в год. Грузить эту мелочь на пароходы нельзя. На се годня эта пыль применяется на острове для штукатурки вместо песка и для производства кирпичей. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz