Советская Арктика. 1936, №2.

60 Советская Арктика •1936 •№ 2 Но каковы бы ни были условия образования залежей, угленосность района весьма устойчива и связана с процессами, проявлявшимися на больших площадях. Только максимальная концентрация горных работ и полнейшая механизация могут сделать рентабельной добычу угля столь мало­ мощных пластов. Голландцы работали столбовой системой, хищнически бросая в целиках десятки тысяч тонн угля, вырывали наиболее легкие и „лакомые" кусочки. Советский Баренцбург перешел на сплошную си­ стему выработок, твердо, несмотря на возражения работников Главугля,, став на путь длинных 180—200-метровых лав. Концентрация работы в нескольких крупных лавах, вместо множества разбросанных мелких точек, оздоровила производство, усилила производительность. Искания, опыты, зачастую дорого обходившиеся производству, дали зато возможность разработать стройную систему работ, основан­ ную на концентрации, ускорении темпов подготовительных работ, тем­ пов подвигания лав, при помощи твердо проводимого графика. В процессе работ обнаружился ряд трудностей, специфически по­ лярных. Например, прохождение сбоек по вечной мерзлоте. Опыт пока­ зал, что неподдающиеся сначала бурению скованные мерзлотой породы дают в результате бурения неподходящие бурки, расползающиеся грязью^ и эффективность взрывов чрезвычайно низка. Мерзлота, сковывающая породы, приводимая в качестве достоинства угледобычи в Арктике, одновременно уменьшает темпы добычи, ибо без подбоя, как правило', шпуры не берут угля. ' Механизация, техника, освоенная людьми,— основа организации угледобычи на Баренцбурге. По уровню механизации рудник стоит на одном из первых мест в СССР. По существу на Баренцбурге, если не считать трудоемкой уборки пачки, вся работа в шахте механизирована по комплексной системе: от забоя до парохода уголь идет непрерыв­ ным механизированным потоком. Три десятка врубовок обеспечивают полную подбойку всех очистных и подготовительных работ, электросверло и аммонал допол­ няют врубовку, взрывая, разрыхляя пласт. Широкое применение взрыв­ ных работ на Баренцбурге обеспечивает производительность труда. Конвейеры транспортируют уголь на штрек, откуда в тонных ваго­ нетках электровозами доставляются на поверхность огромные партии.. На рудничном вокзале, при выходе из штольни, поезд расцепляется, и вагоны идут под уклон к соединительному коридору между вокзалом и сортировкой. По коридору кулачковой подъемной цепью вагоны по­ даются под углом 15° на „опрокид". После обогащения уголь через распределительную ленту идет на конвейеры и поступает на склад. Но было бы вредным самоуспокоением считать, что с организа­ цией труда и механизацией работ на руднике все благополучно. Наряду с прекрасными образцами социалистического труда есть не мало фак­ тов разгильдяйства со стороны технадзора и рабочих. Часто ломаются механизмы. Многие на Баренцбурге до сих пор не поняли, что основ­ ное— в людях, овладевших техникой. В зимовку 1934/35 года учебный комбинат занимался чем угодно, только не повышением технической грамотности обслуживающего механизмы персонала. И все же, несмотря на ряд крупных недостатков в руководстве, особенно по линии освоения механизации, Баренцбург за первый год работы в системе Главсевморпути достиг больших успехов. Если в 1933 году Баренцбург дал 115000 тонн при среднесуточной добыче.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz