Советская Арктика. 1936, №2.
60 Советская Арктика •1936 •№ 2 Но каковы бы ни были условия образования залежей, угленосность района весьма устойчива и связана с процессами, проявлявшимися на больших площадях. Только максимальная концентрация горных работ и полнейшая механизация могут сделать рентабельной добычу угля столь мало мощных пластов. Голландцы работали столбовой системой, хищнически бросая в целиках десятки тысяч тонн угля, вырывали наиболее легкие и „лакомые" кусочки. Советский Баренцбург перешел на сплошную си стему выработок, твердо, несмотря на возражения работников Главугля,, став на путь длинных 180—200-метровых лав. Концентрация работы в нескольких крупных лавах, вместо множества разбросанных мелких точек, оздоровила производство, усилила производительность. Искания, опыты, зачастую дорого обходившиеся производству, дали зато возможность разработать стройную систему работ, основан ную на концентрации, ускорении темпов подготовительных работ, тем пов подвигания лав, при помощи твердо проводимого графика. В процессе работ обнаружился ряд трудностей, специфически по лярных. Например, прохождение сбоек по вечной мерзлоте. Опыт пока зал, что неподдающиеся сначала бурению скованные мерзлотой породы дают в результате бурения неподходящие бурки, расползающиеся грязью^ и эффективность взрывов чрезвычайно низка. Мерзлота, сковывающая породы, приводимая в качестве достоинства угледобычи в Арктике, одновременно уменьшает темпы добычи, ибо без подбоя, как правило', шпуры не берут угля. ' Механизация, техника, освоенная людьми,— основа организации угледобычи на Баренцбурге. По уровню механизации рудник стоит на одном из первых мест в СССР. По существу на Баренцбурге, если не считать трудоемкой уборки пачки, вся работа в шахте механизирована по комплексной системе: от забоя до парохода уголь идет непрерыв ным механизированным потоком. Три десятка врубовок обеспечивают полную подбойку всех очистных и подготовительных работ, электросверло и аммонал допол няют врубовку, взрывая, разрыхляя пласт. Широкое применение взрыв ных работ на Баренцбурге обеспечивает производительность труда. Конвейеры транспортируют уголь на штрек, откуда в тонных ваго нетках электровозами доставляются на поверхность огромные партии.. На рудничном вокзале, при выходе из штольни, поезд расцепляется, и вагоны идут под уклон к соединительному коридору между вокзалом и сортировкой. По коридору кулачковой подъемной цепью вагоны по даются под углом 15° на „опрокид". После обогащения уголь через распределительную ленту идет на конвейеры и поступает на склад. Но было бы вредным самоуспокоением считать, что с организа цией труда и механизацией работ на руднике все благополучно. Наряду с прекрасными образцами социалистического труда есть не мало фак тов разгильдяйства со стороны технадзора и рабочих. Часто ломаются механизмы. Многие на Баренцбурге до сих пор не поняли, что основ ное— в людях, овладевших техникой. В зимовку 1934/35 года учебный комбинат занимался чем угодно, только не повышением технической грамотности обслуживающего механизмы персонала. И все же, несмотря на ряд крупных недостатков в руководстве, особенно по линии освоения механизации, Баренцбург за первый год работы в системе Главсевморпути достиг больших успехов. Если в 1933 году Баренцбург дал 115000 тонн при среднесуточной добыче.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz