Советская Арктика. 1936, №2.

.54 _______________'___________________________ Советская Арктика • 1936 • Лй 2 дефицитной и, как ни странно, несмотря на всю ее важность в навига­ ционном деле и на Северном морском пути особенно, поставкой радио­ пеленгаторов никто не занимается. В начале навигации каждый раз происходит одно и то же. Радиопеленгаторы снимают с одних судов и ставят на другие. Разумеется, система „Тришкина кафтана”— не выход из положения. Пора обеспечить радиопеленгаторами все без исключе­ ния суда, которые будут плавать в Арктике. ¥ Говоря о проводке ледоколами, следует учесть состояние изучен­ ности отдельных морей, через которые проходит Северный морской путь. Если в Карском, Восточносибирском и Чукотском морях в основ­ ном уже наметилась та трасса, которой выгоднее всего придерживаться при плавании грузовых пароходов, то в море Лаптевых, точнее — в западной его части, повидимому, придется искать более легкого пути по несколько иному направлению, нежели то, которым пользовались до сих пор. У восточных берегов Таймырского полуострова нами были встречены наиболее тяжелые льды. Это был самый трудный учас­ ток на всем пути. Здесь, у островов Петра, в самый разгар лета (вторая половина августа) в столь благоприятный в ледовом отношении год был встречен тяжелый по проходимости лед. Сплоченный до 7 бал­ лов битый лед был скован появившимся молодым льдом. Ледоколу „Ермак“, проводившему „Ванцетти", „Искру" и „Рабочего" вместе с судами Ленского рейса, пришлось из-за тяжелых льдов разбить караван на части и проводить суда в две очереди. Судя по наблюдениям всех экспедиций, при плавании вдоль восточного берега Таймырского полуострова нужно держаться дальше от берега, чем практикуется в настоящее время. Коснемся радиосвязи полярных станций с судами. Добиться того, чтобы радиостанция тебя услышала, — не так-то просто. Вызывать стан­ цию с судна можно сколько угодно без всякого успеха, и судовому радисту иногда ничего другого не остается, как вмешаться в работу этой безуспешно вызываемой станции, как только начнется разговор ее с своим соседом по зимовке. Эти анархические методы работы нельзя считать нормальными. Зимовщики полярных станций не должны забывать, что их пребывание на зимовке главным образом оправ­ дывается бесперебойной связью, которую они должны держать с судами в течение короткой летней навигации. Максимум гибкости — вот что требуется в работе станций и в про­ ведении оперативного руководства по проводке судов. Одним из мероприятий, которое может дать большой эффект в деле обмена опытом и в воспитательной работе с полярниками всех специальностей, — это проведение конференций резерва полярных капи­ танов, штурманов, радистов и работников других специальностей — непосредственных участников освоения великого Северного морского пути, от которых, главным образом, зависит дальнейший успех, и б о—■ кадры решают все.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz