Советская Арктика. 1936, №2.

52 Советская Арктика • 1936 • № 2 Если по многим причинам проводку зафрахтованных иностранных паро­ ходов через любые льды мы считаем обязательной, то нельзя подходить с той же меркой к нашим, отечественным пароходам, имеющим опыт хождения во льдах. Принципы оперативной работы должны быть здесь иными. Если не всякому капитану можно поручить самостоятельный проход через мало-балльные льды, то нельзя лишать его доверия в том случае, если он может итти в кильватер за судном, которое ведет более опытный капитан. Применяемые же сейчас методы оперативной работы во льдах лишают советского капитана самостоятельности, превращая его нередко в слепого исполнителя приказа „следовать за мной" под­ час по чистой воде, отнимая у него всякую инициативу и возможность накапливать опыт плавания во льдах. Не менее отрицательной явилась и проводка сквозных и ленских судов ледорезом „Литке“ от острова Диксона до островов Петра (море Лаптевых) после пятидневной стоянки на Диксоне „в ожидании распо­ ряжения". На этом участке сплоченность льдов, крсмка которых нахо­ дилась на расстоянии полутора суток хода от Диксона, лишь местами доходила до 3 баллов. При этом памятен случай, когда „Литке“, встретив по курсу по­ лоску довольно сплоченного льда, вернее — небольшое поле, которое можно было обойти с любой стороны, что и сделали суда, шедшие в хвосте каравана, стал все же поочередно проводить пароходы через этот лед. Ненужность такой проводки очевидна. Это — старые, отжив­ шие методы, которые пора заменить оперативной работой, непрерывно освещающей капитанам ту обстановку, какая их ожидает впереди, с указанием рекомендованных курсов. Противоположным такому плаванию под проводкой ледокола является случай, когда „Ванцетти" и „Искра",, встретив лед к востоку от Медвежьих островов, самостоятельно, без помощи ледокола, прошли массив довольно тяжелых льдов, сплоченных до 6 баллов, и далее, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz