Советская Арктика. 1936, №2.

50 Советская Арктика ■1936 • М 2 Я. Я. ГАККЕЛЬ ИЗ МУРМАНСКА ВО ВЛАДИВОСТОК (Р ейс „Ванцетти” и , Искры") Важнейшим событием навигации 1935 года является плавание „Анадыря" и „Сталинграда" из Владивостока в Мурманск и лесовозов „Ванцетти" и „Искры"— в обратном направлении. Этими четырьмя гру­ зовыми пароходами осуществлено решение Совета Труда и Обороны, обязавшего Главсевморпуть начать с 1935 года сквозную перевозку на коммерческих судах. Сквозное плавание этих судов неледокольного типа, совершенное впервые в истории, прошло без каких бы то ни было аварий. Переве­ зенное лесовозами „Ванцетти" и „Искра" зерно доставлено в Нико­ лаевск на Амуре в полной сохранности. Машины и механизмы судов по окончании навигации, как и все их надстройки, были приведены в образцовое состояние. На пароходе „Ванцетти" в течение рейса от Мурманска до Владивостока было сэкономлено 250 тонн угля. Этот успех был, конечно, не случаен. Ему способствовало то, что проводка судов через льды была обеспечена ледоколами на протяже­ нии всей трассы. Между судами велось подлинно-социалистическое со­ ревнование. Оба судна, шедшие под руководством начальника рейса С. С. Цатурова, под командой капитанов Г. П. Бютнера („Ванцетти") и В. Ф. Федорова („Искра"), совершили свой рейс на 16 дней раньше срока, положенного им по графику, несмотря на выход из Мурманска с опозданием на 5 дней. Плавание „Ванцетти" и „Искрь;“ от Мурманска до Берингова пролива продолжалось всего 37 дней, и по сравнению с плаваниями „Сибирякова" (65 дней), „Челюскина" (85 дней) и „Литке" (69 дней) оно оказывается рекордным, хотя „Ванцетти" и „Искра"— суда неледо­ кольные. Но нельзя не отметить и недостатки в работе отдельных звеньев системы Главсевморпути. Проанализируем сроки прохождения „Ванцетти" и „Искры". Из 37 суток, потраченных на прохождение всего пути, 15 суток ушло на стоянки, что составляет 40°/о всего времени. Половина всего времени простоя приходится на ожидание ледоколов (1 сутки в Югорском Шаре, 5,5 суток на Диксоне и т. д.). Остальное время ушло на выжидание прояснения тумана (около 3 суток), выгрузку и бункеровку (4 суток), простои в ожидании рассвета (17 часов) и по техническим причинам (определение девиации и проч.— 2,5 часа). Процент непроизводительных простоев, сильно удорожающих стоимость перевозки грузов, как видно из этих цифр, слишком велик. Как изжить непроизводительные простои? Прежде всего, как был использован наш ледокольный флот? — Линейные ледоколы „Красин", „Ермак" и „Ленин" совершали проводку караванов судов. Из ледокольных пароходов „Садко" и „Малыгин" были в экспедиционном плавании с научными целями. Ледокольный па­ роход „Сибиряков" был занят постройкой радиостанции на мысе Оло­ вянном, „Г. Седов" — постройкой станции на острове Русском и „Ру­ санов"— доставкой экспедиции в устье реки Индигирки. Правильность использования „Г. ’Седова" сомнительна. Все имеющиеся в Восточном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz