Советская Арктика. 1936, №2.
Д . С. Дуплицкий. Поход . Красина “ II Еще в 1934 году О. Ю. Шмидт указывал, что руководство экспе дициями и морскими операциями непосредственно из Москвы совер шенно невозможно. При исключительно быстром изменении обстановки в Арктике, координирование всех действий должно производиться на месте. Опыт навигации 1934 года это вполне подтвердил. Первая поло вина ее, когда на месте (в Карском м о р ей в море Лаптевых) отсутство вало единое руководство, проходила недостаточно четко. Не было еди ного оперативного плана. Каждый ледокол и судно, преследуя выпол нение только своей частной задачи и действуя в отрыве от других, не могли быть полностью использованы. Положение резко изменилось, когда руководство всеми находившимися в Западном районе судами и ледоколами было передано начальнику экспедиции на „Ермаке" т. П. В. Орловскому. Своевременная проводка через пролив Вилькиц- кого Второй Ленской экспедиции ледоколом „Ермак", использовани е всех судов, в том числе и совершавшего сквозное плавание ледореза „Литке", для реализации всего плана сыграли решающую роль в успеш ном проведении морских операций 1934 года. Этот опыт был полностью перенесен на 1935 год и дал бесспорно большие положительные результаты. Подчинение начальникам Восточ ного и Западного секторов Севморпути не только пароходов и ле доколов, но также и авиации, дало возможность полностью и эффек тивно использовать и координировать все наличные силы. Каждый пароход и судно имели, конечно, свои частные задачи, но все их дей ствия определялись заранее разработанным общим графиком движения. В ходе операций, в связи с действительно сложившейся обстановкой, и график и задания, разумеется, подвергались существенным измене ниям. Так, пароход „Микоян" первоначально был предназначен для снабжения углем полярных станций и „Красина". В ходе операций ока залось, что пароход „Красный Партизан", который должен был выгру зить продовольствие и оборудование для станций Чукотского побере жья, вследствие забитости бухты льдом, сильно задерживается у мыса Джинретлен. Длительная задержка „Красного Партизана" могла со рвать его дальнейшие операции и создать совершенно ненужный простой. Проведение этой операции было поручено „Микояну", который должен был находиться в этом районе, ожидая прихода „Красина" для бунке ровки. Командование „Микояна" превосходно справилось с возложен ной на него задачей и тем самым дало возможность сэкономить время и средства. Существенным моментом являлся подготовительный период. Судо вой состав был своевременно зафрахтован Дальневосточным управлением Севморпути у Тихоокеанского пароходства Наркомвода. Но несмотря на точно определенные договором сроки, сдача Морфлотом судов зна чительно запаздывала. Таким образом с самого начала подготовительного периода определилось опоздание к выходу судов в море от пяти до десяти суток. Но энергичной работой наших снабженческих органов и ускорением погрузочных работ этот срыв сроков все же можно было предотвратить, ибо, в отличие от 1934 года, грузы Главсевморпути при были во Владивосток своевременно. К сожалению, Владивостокским территориальным управлением перевалка грузов на причалы производилась крайне медленно, несмотря на достаточное количество рабочей силы и транспортных средств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz