Советская Арктика. 1936, №2.

36 Советская Арктика • 1936 • № 2 Д. С. ДУПЛИЦКИЙ ПОХОД „КРАСИНА" (Итоги навигации 1935 года) I Еще совсем недавно в наиболее трудно проходимом Чукотском море было всего три полярных станции (мыс Уэлен, мыс Шмидта и остров Врангеля), совершенно не было авиационных баз и отсутство­ вали ледоколы. Суда, проходившие этот район, были предоставлены самим себе. Успех известного похода „Сибирякова“ в 1932 году был следствием главным образом большевистской энергии и исключитель­ ной настойчивости, с которой небольшой коллектив полярных моряков под руководством О. Ю. Шмидта боролся с тяжелыми торосистыми льдами Чукотского моря. И во время похода ледореза „Литке“ в 1934 году в Чукотском море были все те же три полярных станции, а на мысе Шмидта нахо­ дился всего один сухопутный самолет „Р-5“. Но тогда на Дальний Восток был переведен мощный ледокол „Красин", способный бороться с тяжелыми льдами и оказывать помощь попавшим в тяжелое положе­ ние пароходам. Из Челюскинской эпопеи нашим правительством и партией, в пер­ вую очередь другом полярников, мудрым С т а л и н ы м , были сделаны исключительно важные выводы по техническому оснащению Северного морского пути. В течение одного года Восточный район Арктики буквально пре­ образился. К началу навигации 1935 года мы уже имели восемь поляр­ ных станций, раскинутых по всему побережью и освещающих как метеорологическую, так и ледовую обстановку. Вместо одного само­ лета, на мысе Шмидта выросла мощная авиационная база с мор­ скими самолетами, способными производить дальнюю разведку. Все это создало возможность перейти от отдельных экспедиций к нор­ мальной эксплоатации Северного морского пути на всем его про­ тяжении. В Восточном районе в 1935 году плавало тринадцать судов, из которых четыре совершали сквозные походы с запада на Дальний Восток и обратно. Шесть пароходов шли і а Колыму для снабжения Якутпуш- нины, Дальстроя и других организаций. Три парохода обслуживали все станции Восточного района; один имел заход в устье реки Индигирки, два работали вне собственно арктической зоны, снабжая тресты и пред­ приятия Главсевморпути до мыса Уэлен. Во глазе всех морских операций восточной части Арктики стоял краснознаменный комсомольский ледокол „Красин11, на котором нахо­ дилось руководство Восточным сектором. На „Красина", помимо про­ водки судов, было возложено проведение операции по острову Вран­ геля и большая научно-исследовательская работа в заврангелевском районе. Ледовую разведку производили самолеты базы мыса Шмидта под руководством т. Павленко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz