Советская Арктика. 1936, №2.

Северный морской путь вступил в эксплоатацию Н. И. ЕВГЕНОВ АРКТИЧЕСКАЯ ГИДРОГРАФИЯ В 1935 ГОДУ I В статье П. В. Орловского „Гидрографические работы в 1935 году* (№ 2 „Советской Арктики" 1935 года) был развернут план намечавшихся работ Гидрографического управления Главсевморпути. Наша задача показать картину того, что фактически было выполнено, и сделать неко­ торые предварительные выводы. 1 Гидрографические работы в Западном секторе Северного морского пути, т. е. в бассейне Карского моря и на подходах к нему с запада, были выполнены тремя гидрографическими экспедициями: экспеди­ цией западной части Карского моря под начальством В. И. Воробьева, Западносибирского управления гидрографической службы под руковод­ ством Е. И. Иголкина и Н. Н. Гакена и экспедицией северо-восточной части Карского моря, во главе которой стоял И. А. Киреев. Работа первой экспедиции охватывала район западных Карских проливов: Югорского Шара, Карских Ворот и Маточкина Шара. Из-за неподготовленности г/с „Ломоносов", являвшегося маткой экспедиции, береговые ее партии, направлявшиеся в Маточкин Шар и Карские Ворота, были доставлены туда л/п „Малыгин", предназна­ ченным для экспедиции северо-восточной части Карского моря и вы­ шедшим из Архангельска 5 июля. „Ломоносов" же прибыл к месту работ лишь в середине августа. До его прихода береговые группы работали по промеру, и гидрологические наблюдения вели лишь одни небольшие боты, так называемые „Североиоды", часть которых потребовала допол­ нительного ремонта. Эти боты кроме того малопоместительны и кач- ливы, что также затрудняло работу. Что же сделала экспедиция на „Ломоносове"? С триангуляционно­ топографической, астрономической и гидрологической группами „Ломо­ носов" работал в юго-западной части Карского моря по восточную сторону Югорского Шара и кроме того сделал несколько походов до Маточкина Шара, по восточному побережью северного острова Новой Земли, к мысу Харасовой, к полярной станции Марра-Сале и к устьям реки Кары. Два бота с триангуляционной, стереофотосъемочной и топо­ графическими группами и с гидрологическим постом—работали в Кар­ 1 В настоящее время мы не располагаем еще точными данными по некоторым из гидрографических экспедиций. Не от всех получены и предварительные отчеты. Почтовая связь, например, с Якутском действует далеко еще не совершенно (для при­ мера укажем, что важное навигационное описание условий плавания в дельте реки Лены,, посланное из Якутска почтой в апреле 1935 года, было в Ленинграде получено лишь в октябре). О некоторых произведенных работах приходится судить только по телеграф­ ным кратким донесениям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz