Советская Арктика. 1936, №2.
92 ___ Советская Арктика ■1936_- № 2 Тов. Кальвиц также доказал возможность использования поплав кового гидросамолета в шпротах острова Врангеля и севернее. Он под твердил возможность выполнения с всздуха гидрографических работ и использования гидросамолета при изысканиях новых земель. В 1927 году с целью обследовать жизнь зимовщиков острова Вран геля и установить с ними связь—организовали экспедицию из двух самолетов: „3-16“ под управлением летчика Э. Лухт и „10-13“ под упра влением М. А. Кошелева. Самолеты на пароходе „Колыма1 были до ставлены к мысу Северному, откуда они установили связь с островом Врангеля. От острова Врангеля они проложили воздушный путь к мысу Северному, далее — по побережью Северного моря до устья реки Лены и вверх по Лене — до Иркутска, впервые исследуя русло реки Лены как одну из будущих (ныне существующих) воздушных арктических маги стралей. Всего над льдами, тундрой и тайгой они прошли 7500 кило метров. За этот исключительный перелет Лухт и Кошелев были награ ждены орденами Красного Знамени. Тов. Лѵхт летал на самолете лодочного типа, а т. Кошелев—на поплавковом. Они доказали, что оба типа в одинаковой мере способны совершать длительные перелеты, но лодочный самолет при посадке и подъеме в небольших водных прогалинах, покрытых мелкобитым плавающим льдом, более безопасен, так как лодка значительно проч нее поплавков. Кроме того, лодочный самолет типа „3-16“ способен производить взлет и посадку на снег или ровный лед, чего поплавко вый сделать не в состоянии или, в крайнем случае,—с большим риском. Лухт и Кошелев, по примеру Чухновского, избрали отправной базой мыс Северный, т. е. береговой аэродром, и доказали возможность выполнения глубоких и регулярных ледовых разведок с береговой базы. Они также установили необходимость изысканий (первичных) воздушных путей именно с самолета, благодаря быстроте, точности и дешевизне, а не путем пешеходных экспедиций, как это делается в изысканиях ГВФ. 1 В 1928 году возникла мысль совершить трансарктический перелет от Владивостока до Ленинграда вдоль побережья Тихого океана и Северных полярных морей. Был выделен мощный двухмоторный „Дорнье- Валь", названный „Советский Север1. 16 июля „Советский Север* вылетел из Владивостока по маршруту: Владивосток — Советская Гавань — Николаевск на Амуре — Большерец- кий — Петропавловск на Камчатке — Усть-Камчатск — Олюторка— мыс Северный—Диксон и далее по побережью через Архангельск до Ленин града. Начальник экспедиции Г. Д. Красинский, командир самолета летчик Волынский, второй летчик— Кошелев, аэронавигатор— Радзевич и бортмеханик— Борисенко. 15 сентября т. Волынский телеграфировал: „Самолет при стоянке на якоре в Кольчугинской губе поврежден во время сильнейшего шторма, свирепствовавшего с 22 по 25 августа. Экипажу самолета пришлось пройти по тайге до населенного пункта более 300 километров. Все здоровы1. 2 По замыслу эта экспедиция была грандиозной, летный состав был высококвалифицированный, но она не представляла собой органиче- 1 Подробное изложение о воздушной экспедиции Лухт и М. Кошелева см. книгу „Год на острове Врангеля" — Э. Лухт и Н. Бобров, изд. Работник Просвещения, 1929 г. 2 О гибели .Советского Севера* написан очерк в одном из номеров журнала „Авиация и химия' за 1929 г. Самолет был не поврежден, как телеграфировал т. Волын ский, а разбит и волной выброшен на берег.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz