Советская Арктика. 1936, №1.
76 „Бальмер совершенно справедливо ука зывает,— пишет Э. Лесгафт в споем из вестном труде .Льды Северного ледовитого океана и морской путь из Европы в Си бирь",— на то, что состояние льдов в этом (Карском. — В. И.) море отличается крайнем изменчивостью, причем, по его мнению, можно установить кроме кратковременных и более продолжительных периодов коле баний, периоды, охватывающие, может быть, целые столетия. Как пример послед них, он приводит, с одной стороны, легкую доступность Карского моря в течение всего ХѴі и начала XVII в., когда оно постоянно посещалось русскими купцами, совершав шими свои плавания в простых „кочках", а с другой дтороны— удивительную не приступность этого моря в XVIII в. в Бол ь шую северную экспедицию, и в первую половину XIX в., когда целый ряд неудач ных плаваний привел исследователей к вы воду, что Карское море совершенно непри годно для сообщения с Сибирью. Вторая половина XIX в., в общем, может считаться сравнительно более благоприятной". В дошедших до нас .Отписках тоболь ских воевод* содержится не мало указаниіі на неблагоприятные ледовые условия в Кар ском море в XVI и XVII столетиях. Русские мореплаватели того времени говорят „о встрешных ветрах" и .великих льдах*, из-за которых путь в Мангазею нередко занимал не один, а даже два года. Север ным морским путем все же тогда ходили, и не потому, что условия плавания были легки, а потому, что в низовьях Оби, Таза и Енисея в изобилии водились соболя и другие звери, шкуры которых,достававшиеся за бесценок, привлекали купцов. Полярные мореплаватели того времени научились пре одолевать Карское море и освоились с ус ловиями навигации в южной его части. Нет сомнения, что состояние льдов Кар ского моря в течение даже ряда лег .бла гоприятного" XX в. казалось бы для парус ных судов экспедиции XVIII и первой по ловины XIX вв. непреодолимым препят ствием. Не говоря уже о действительно ледовитых годах, в которые однако карские экспедиции успешно осуществлялись, такой год, как 1929, когда все проливы были забиты тяжелым льдом, мог оказаться в глазах Ф. Литке и других исследова телей того времени крайне тяжелым. По терпев неудачу в июле и августе, они ушли бы, не войдя в Карское море (сентябрь в то время считался поздним временем для навигации). На самом же деле 1929 год был малоледовитым, так как за исключе нием ледяной полосы, прижатой к восточ ным бере.ам Новой Земли и острова Вай- гача, все море было свободно ото льда, и плавание к устьям Оби и Енисея 30 су дов прошло б іагоиолучно. Еще в прошлом веке Сидоров осмеивал „понижение температуры с XV в., увели Сояетская Арктика • 1936- Л« 1 чивающееся год от года под пером неко торых начальствующих лиц". Возобновление полярной навигации в Кар ском море во второй половине XIX в. объяс няется не потеплением, а совершенно другими причинами. В том же труде „Льды Северного ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь" Лесгафт писал: „Быстрое истощение добычи на северо-за паде Баренцева моря, около Шпицбергена, заставило норвежских промышленников искать более богатых, еще нетронутых мест лова на востоке, у берегов Новой Земли и в Карском м оре.. . Не считаясь с устано вившейся дурной славой этого моря, они смело принялись отыскивать пути к его неистощенным рыбным и звериным богат ствам*. К этому времени Сибирь становилась широким рынком для европейских товаров, привлекая западных капиталистов и как .гигантский нетронутый склад сырья*. В Об ской губе и в Енисее появляются первые торговые пароходы, количество которых после удачных рейсов Норденшельда и Виггинса быстро увеличивается. В этот период основным препятствием для уста новления регулярной связи Северным мор ским путем продолжает оставаться политика царского правительства. Под влиянием ка питалистов метрополии, Северный морской путь неоднократно лишается льгот и суб сидий, которые были необходимы для его развития. Тем настойчивее Северным морским путем пытается проникнуть в Сибирь иностран ный капитал. Одновременно изменялись и взгляды западных ученых на .удивительную неприступность" Карского моря. Академик Бер, назвавший Карское море „ледяным погребом", подвергся жестоким нападкам со стороны западных ученых Пешеля, Пе- термана, Норденшельда. Пешель обвинил академика Бера в „постыдной мистифика ции" и в „географическом обмане11. 1 В 1893 году знаменитый Фритьоф Нансен, в пути к своему беспримерному дрейфу через льды Полярного бассейна, отдавая дань страху перед Карским морем, все же указал, что „во всяком случае возможно будет поддержать правильное сообщение между Югорским Шаром и устьем Енисея с первой половины августа до конца сен тября". Если же построят специальные па роходы, могущие выдержать натиск льда, а также пропти через новообразовавшуюся, не слишком толстую ледяную кору, то, по мнению Нансена, эти пароходы „будут в состоянии пройти Карское море раньше 1 Бер, впрочем, ответил своим оппонен там, что „под словом „ледяной погреб" понимается такое помещение, предназна ченное для сохранения в летнее время продуктов, в котором к концу лета льда обычно уже не остается".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz