Советская Арктика. 1936, №1.

76 „Бальмер совершенно справедливо ука­ зывает,— пишет Э. Лесгафт в споем из­ вестном труде .Льды Северного ледовитого океана и морской путь из Европы в Си­ бирь",— на то, что состояние льдов в этом (Карском. — В. И.) море отличается крайнем изменчивостью, причем, по его мнению, можно установить кроме кратковременных и более продолжительных периодов коле­ баний, периоды, охватывающие, может быть, целые столетия. Как пример послед­ них, он приводит, с одной стороны, легкую доступность Карского моря в течение всего ХѴі и начала XVII в., когда оно постоянно посещалось русскими купцами, совершав­ шими свои плавания в простых „кочках", а с другой дтороны— удивительную не­ приступность этого моря в XVIII в. в Бол ь­ шую северную экспедицию, и в первую половину XIX в., когда целый ряд неудач­ ных плаваний привел исследователей к вы­ воду, что Карское море совершенно непри­ годно для сообщения с Сибирью. Вторая половина XIX в., в общем, может считаться сравнительно более благоприятной". В дошедших до нас .Отписках тоболь­ ских воевод* содержится не мало указаниіі на неблагоприятные ледовые условия в Кар­ ском море в XVI и XVII столетиях. Русские мореплаватели того времени говорят „о встрешных ветрах" и .великих льдах*, из-за которых путь в Мангазею нередко занимал не один, а даже два года. Север­ ным морским путем все же тогда ходили, и не потому, что условия плавания были легки, а потому, что в низовьях Оби, Таза и Енисея в изобилии водились соболя и другие звери, шкуры которых,достававшиеся за бесценок, привлекали купцов. Полярные мореплаватели того времени научились пре­ одолевать Карское море и освоились с ус­ ловиями навигации в южной его части. Нет сомнения, что состояние льдов Кар­ ского моря в течение даже ряда лег .бла­ гоприятного" XX в. казалось бы для парус­ ных судов экспедиции XVIII и первой по­ ловины XIX вв. непреодолимым препят­ ствием. Не говоря уже о действительно ледовитых годах, в которые однако карские экспедиции успешно осуществлялись, такой год, как 1929, когда все проливы были забиты тяжелым льдом, мог оказаться в глазах Ф. Литке и других исследова­ телей того времени крайне тяжелым. По­ терпев неудачу в июле и августе, они ушли бы, не войдя в Карское море (сентябрь в то время считался поздним временем для навигации). На самом же деле 1929 год был малоледовитым, так как за исключе­ нием ледяной полосы, прижатой к восточ­ ным бере.ам Новой Земли и острова Вай- гача, все море было свободно ото льда, и плавание к устьям Оби и Енисея 30 су­ дов прошло б іагоиолучно. Еще в прошлом веке Сидоров осмеивал „понижение температуры с XV в., увели­ Сояетская Арктика • 1936- Л« 1 чивающееся год от года под пером неко­ торых начальствующих лиц". Возобновление полярной навигации в Кар­ ском море во второй половине XIX в. объяс­ няется не потеплением, а совершенно другими причинами. В том же труде „Льды Северного ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь" Лесгафт писал: „Быстрое истощение добычи на северо-за­ паде Баренцева моря, около Шпицбергена, заставило норвежских промышленников искать более богатых, еще нетронутых мест лова на востоке, у берегов Новой Земли и в Карском м оре.. . Не считаясь с устано­ вившейся дурной славой этого моря, они смело принялись отыскивать пути к его неистощенным рыбным и звериным богат­ ствам*. К этому времени Сибирь становилась широким рынком для европейских товаров, привлекая западных капиталистов и как .гигантский нетронутый склад сырья*. В Об­ ской губе и в Енисее появляются первые торговые пароходы, количество которых после удачных рейсов Норденшельда и Виггинса быстро увеличивается. В этот период основным препятствием для уста­ новления регулярной связи Северным мор­ ским путем продолжает оставаться политика царского правительства. Под влиянием ка­ питалистов метрополии, Северный морской путь неоднократно лишается льгот и суб­ сидий, которые были необходимы для его развития. Тем настойчивее Северным морским путем пытается проникнуть в Сибирь иностран­ ный капитал. Одновременно изменялись и взгляды западных ученых на .удивительную неприступность" Карского моря. Академик Бер, назвавший Карское море „ледяным погребом", подвергся жестоким нападкам со стороны западных ученых Пешеля, Пе- термана, Норденшельда. Пешель обвинил академика Бера в „постыдной мистифика­ ции" и в „географическом обмане11. 1 В 1893 году знаменитый Фритьоф Нансен, в пути к своему беспримерному дрейфу через льды Полярного бассейна, отдавая дань страху перед Карским морем, все же указал, что „во всяком случае возможно будет поддержать правильное сообщение между Югорским Шаром и устьем Енисея с первой половины августа до конца сен­ тября". Если же построят специальные па­ роходы, могущие выдержать натиск льда, а также пропти через новообразовавшуюся, не слишком толстую ледяную кору, то, по мнению Нансена, эти пароходы „будут в состоянии пройти Карское море раньше 1 Бер, впрочем, ответил своим оппонен­ там, что „под словом „ледяной погреб" понимается такое помещение, предназна­ ченное для сохранения в летнее время продуктов, в котором к концу лета льда обычно уже не остается".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz