Советская Арктика. 1936, №1.
Вивиан Итин. Колебания ледовитости лого столетия.1 В^семидесятых годах в боль шинстве случаев Баренцево и Карское моря "также были сравнительно мало-ледо витыми, многочисленные суда, плававшие там, беспрепятственно достигали высоких широт. В 1878 году Норденшельд на парус ном судне „Вега*, снабженном слабой паровой машиной в 35 л. с., прошел почти весь Северный морской путь, при исклю чительно благоприятных условиях, зазимо вав по своей вине у самого выхода в Ти хий океан. Любое современное судно, не говоря уже о ледоколе, под начальством одного из наших капитанов прошло бы в том году Северный морской путь с боль шой легкостью. В истории полярных пла ваний до сих пор нельзя назвать ни одного года столь же благоприятного, как 1878-й. Однако, уже через три года после без людного 1878 года, в 1881 году, арктиче ские льды появились у самых берегов Норвегии, а в Ленинграде были отмечены небывалые „крещенские морозы*. В первой половине восьмидесятых годов в Баренцо вом и Карском морях наступили исключи тельно ледовые годы. Лед нередко держался все лето даже у Мурманского побережья и в устье Печоры. Такое же похолодание, после сравнительно благоприятного периода, наступило через 20 лет, в 1912—1917 годах. В пятидесятых годах и двадцатых годах прошлого столетия также наблюдалось увеличение ледовитости на западе. Рекордно безлёдному в Карском море 1878 году точно соответствует ре кордно безледныіі 1908 год, а рекордно ледовитому 1882 году — рекордно ледовитый 1912 год. В настоящее время мы не можем установить, закономерна ли такая тридца тилетняя периодичность, но, все же, может быть, есть некоторое основание ожидать, что резкое изменение ледовитости не на ступит раньше начала сороковых годов. К этому сроку советские полярники, разу меется, будут вооружены сильным ледоколь ным флотом, способным преодолевать до бавочные препятствия, и достаточным ко личеством специальных торговых судов. II олярные мореплаватели раньше ничего не знали о колебаниях ледовитости поляр ных морей. Те из них, которые терпели неудачи из-за льдов, оказавшихся непрохо димыми для слабых кораблей того времени, считали поэтому, что таково постоянное, естественное состояние моря, и приходили к выводу, что морской путь к устьям сибирских рек закрыт. ^ 1 В. Ю. Визе, Состояние льдов в Барен цовом и Карском морях летом 1925 г. и срав нение его с предсказаниями. Отд. оттиск из Изв. Центр. Гидрометеорологического бюро. 75 А. Сибиряков и Ф. Литке (в честь кото рых названы два советских ледокола, прошедшие весь Северный морской путь и тем практически доказавшие возмож ность его освоения) были убежденными противниками не только сквозного морского пути вдоль берегов Сибири, но и пути к устьям Оби и Енисея. .Морское сообщение с Сибирью принад лежит к числу вещей невозможных*, заявил Ф. Литке после неоднократных и безуспеш ных своих попыток проникнуть в Карское море (в начале двадцатых годов прошлого столетия). .Я полагаю,—писал Сибиряков, несколько раз лично участвовавший в экспедициях к устью Енисея, — есть достаточно осно ваний, чтобы вывести заключение в том смысле, что плавания туда (т. е. к устьям Оби и Енисея, через Карское море) сопря жены с большим риском и имеют неопре деленный характер, а потому для коммер ческих целей они неудобны*.1 Другие мореплаватели, начавшие ходить в Карское море в благополучные семиде сятые годы XIX столетия, наоборот, пола гали, что плавание Северным морским пу тем не сопряжено с какими-либо особыми затруднениями. „И тот и другой взгляд, — говорит про фессор Визе, — скороспелые заключения, одинаково вредные для развития судоход ства в арктических водах"... - III .Идея Северного морского пути,— писал О. Ю. Шмидт,— не нова, но в свое время она была и технически и политически не осуществима. И политические и хозяйствен ные условия того времени и классовая природа российского государства могли привести в лучшем случае к частным ре зультатам, дающим эффект какому-нибудь отдельному купцу. И только при советской власти, под руководством партии, эти за дачи можно ставить как государственные, и тем самым их решать, включая в дело новейшую технику и науку*. История плавания Северным морским путем учит нас, что эти плавания разви вались и прекращались не в зависимости от состояния льдов, а под влиянием эконо мических и политических причин. Тем не менее, среди некоторой части ученых укоренилось ошибочное мнение о непроходимости Северного морского пути, мнение, созданное периодической изменчи востью ледовитости полярных морей. 1 А. Сибиряков, О путях сообщения Си бири и морских сношениях ее с другими странами. Спб., 19о7 г. 2 См. Б. Г. Островский, Карское море. Стр. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz