Советская Арктика. 1936, №1.

Вивиан Итин. Колебания ледовитости лого столетия.1 В^семидесятых годах в боль­ шинстве случаев Баренцево и Карское моря "также были сравнительно мало-ледо­ витыми, многочисленные суда, плававшие там, беспрепятственно достигали высоких широт. В 1878 году Норденшельд на парус­ ном судне „Вега*, снабженном слабой паровой машиной в 35 л. с., прошел почти весь Северный морской путь, при исклю­ чительно благоприятных условиях, зазимо­ вав по своей вине у самого выхода в Ти­ хий океан. Любое современное судно, не говоря уже о ледоколе, под начальством одного из наших капитанов прошло бы в том году Северный морской путь с боль­ шой легкостью. В истории полярных пла­ ваний до сих пор нельзя назвать ни одного года столь же благоприятного, как 1878-й. Однако, уже через три года после без­ людного 1878 года, в 1881 году, арктиче­ ские льды появились у самых берегов Норвегии, а в Ленинграде были отмечены небывалые „крещенские морозы*. В первой половине восьмидесятых годов в Баренцо­ вом и Карском морях наступили исключи­ тельно ледовые годы. Лед нередко держался все лето даже у Мурманского побережья и в устье Печоры. Такое же похолодание, после сравнительно благоприятного периода, наступило через 20 лет, в 1912—1917 годах. В пятидесятых годах и двадцатых годах прошлого столетия также наблюдалось увеличение ледовитости на западе. Рекордно безлёдному в Карском море 1878 году точно соответствует ре­ кордно безледныіі 1908 год, а рекордно ледовитому 1882 году — рекордно ледовитый 1912 год. В настоящее время мы не можем установить, закономерна ли такая тридца­ тилетняя периодичность, но, все же, может быть, есть некоторое основание ожидать, что резкое изменение ледовитости не на­ ступит раньше начала сороковых годов. К этому сроку советские полярники, разу­ меется, будут вооружены сильным ледоколь­ ным флотом, способным преодолевать до­ бавочные препятствия, и достаточным ко­ личеством специальных торговых судов. II олярные мореплаватели раньше ничего не знали о колебаниях ледовитости поляр­ ных морей. Те из них, которые терпели неудачи из-за льдов, оказавшихся непрохо­ димыми для слабых кораблей того времени, считали поэтому, что таково постоянное, естественное состояние моря, и приходили к выводу, что морской путь к устьям сибирских рек закрыт. ^ 1 В. Ю. Визе, Состояние льдов в Барен­ цовом и Карском морях летом 1925 г. и срав­ нение его с предсказаниями. Отд. оттиск из Изв. Центр. Гидрометеорологического бюро. 75 А. Сибиряков и Ф. Литке (в честь кото­ рых названы два советских ледокола, прошедшие весь Северный морской путь и тем практически доказавшие возмож­ ность его освоения) были убежденными противниками не только сквозного морского пути вдоль берегов Сибири, но и пути к устьям Оби и Енисея. .Морское сообщение с Сибирью принад­ лежит к числу вещей невозможных*, заявил Ф. Литке после неоднократных и безуспеш­ ных своих попыток проникнуть в Карское море (в начале двадцатых годов прошлого столетия). .Я полагаю,—писал Сибиряков, несколько раз лично участвовавший в экспедициях к устью Енисея, — есть достаточно осно­ ваний, чтобы вывести заключение в том смысле, что плавания туда (т. е. к устьям Оби и Енисея, через Карское море) сопря­ жены с большим риском и имеют неопре­ деленный характер, а потому для коммер­ ческих целей они неудобны*.1 Другие мореплаватели, начавшие ходить в Карское море в благополучные семиде­ сятые годы XIX столетия, наоборот, пола­ гали, что плавание Северным морским пу­ тем не сопряжено с какими-либо особыми затруднениями. „И тот и другой взгляд, — говорит про­ фессор Визе, — скороспелые заключения, одинаково вредные для развития судоход­ ства в арктических водах"... - III .Идея Северного морского пути,— писал О. Ю. Шмидт,— не нова, но в свое время она была и технически и политически не­ осуществима. И политические и хозяйствен­ ные условия того времени и классовая природа российского государства могли привести в лучшем случае к частным ре­ зультатам, дающим эффект какому-нибудь отдельному купцу. И только при советской власти, под руководством партии, эти за­ дачи можно ставить как государственные, и тем самым их решать, включая в дело новейшую технику и науку*. История плавания Северным морским путем учит нас, что эти плавания разви­ вались и прекращались не в зависимости от состояния льдов, а под влиянием эконо­ мических и политических причин. Тем не менее, среди некоторой части ученых укоренилось ошибочное мнение о непроходимости Северного морского пути, мнение, созданное периодической изменчи­ востью ледовитости полярных морей. 1 А. Сибиряков, О путях сообщения Си­ бири и морских сношениях ее с другими странами. Спб., 19о7 г. 2 См. Б. Г. Островский, Карское море. Стр. 20.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz