Советская Арктика. 1936, №1.

С. Д . Jlanno. Состояние льдов в навигацию 1935 года в феврале и марте: в первом случае темпера­ тура была выше на 7,8°, во втором — на 2,6°. Атлантическое Нордкапское течение по Кольскому меридиану в августе 1934 года, по данным проф. Н. Н. Зубова, имело среднюю температуру 5,18°, т. е. выше средней многолетней на 0,77°. В море Лаптевых в средине июля очи­ щаются от льда бухты и заливы на южном побережье: Тикси, Нордвик, Хатангский залив и Борхая; открытая же часть запол­ нена дрейфующим льдом. Суда сквозного рейса из Владивостока приходят в Тикси 1 августа, следуя от пролива Лаптева до залива Борхая в дрейфующих льдах. В первой половине августа южная часть моря освобождается от льдов, кромка льдов идет около 76°, южнее которого льды на­ блюдаются только у восточного берега Таймырского полуострова. Во второй поло­ вине августа доступна для плавания север­ ная часть острова Котельного, куда 23 августа достигает шхуна .Ленсовет'. К концу августа большая часть моря осво­ бождается от льдов, которые встречаются только у берегов Таймырского полуострова севернее 76°. Раннее вскрытие льда южной части моря и почти полное его освобождение в тече­ ние лета позволяют говорить о малой ледо- витости моря Лаптевых в .навигацию 1935 года. В ледовитые годы (как, например, 1912 г.) язык льдов, спускаю­ щийся с севера, в юго-западной части моря Лаптевых достигал южного его бе­ рега. На благоприятном состоянии льдов, по­ мимо атлантического теплого течения, иду­ щего вдоль края материкового склона (свала), который в районе моря Лаптевых опускается к югу до 78 параллели, повиди- мому, сказалось раннее вскрытие рек и теп­ лое лето, но это, однако, подлежит еще дополнительному анализу. О состоянии Восточносибирского мо­ ря можно говорить только о прибрежной его зоне, где проходит трасса Северного морского пути. Регулярных наблюдений за состоянием льдов в Восточносибирском море пока не ведется. Во второй половине июля южная часть моря была заполнена дрейфующими льдами, но проходимыми для судов. Пароходы ,Ана іырь* и „Сталинград” 23 июля могли пройти с востока в устье Колымы, откуда, выйдя 29 июля, благополучно продолжали плавінне в Тикси, где были 1 августа. игр вой половине августа, по сообщению станций, дрейфующие льды оставались з южной части моря. 71 22 августа ледокол , Русанов” прошел с запада к устью реки Индигирки по чистой воде. Льды наблюдались в восточной части трассы, как показало плавание пароходов .Искра* и ,Ванцетти“, миновавших 26 ав­ густа в битом льду Медвежьи острова и прибывших 30 августа в Уэлен. Пароход .Рабочий*, шедший из Архангельска, до­ стигает 25 августа устья Колымы, откуда 9 сентября выходит и благополучно возвра­ щается обратно в Архангельск. Учитывая обычное присутствие плаваю­ щих льдов в восточной части моря, в неблагоприятные годы принуждающих суда зимовать здесь, как было с караваном судов Колымской экспедиции в 1932 года, Восточносибирское море в 1935 году в от­ ношении льдов было сравнительно благопри­ ятным для плавания. В Чукотском море навигация начинается обыкновенно ранее, чем в других аркти­ ческих морях, в частносш — по сравнению с Карским, примерно раньше на 20 дней. Независимо от этого, наличие льдов в море, в частности вдоль Чукотского побережья к западу от мыса Сердце-Камень и в про­ ливе Лонга, — обычное явление. Остров Врангеля почти всегда окружен льдами. Льды Чукотского моря неоднократно прину­ ждали пароходы, совершавшие рейс из Владивостока в Колыму, остановиться на зимовку. Чукотское побережье и пролив Лонга в редкие годы свободны от льдов. В нави­ гацию 1935 года суда сквозного рейса „Ана­ дырь" и „Сталинград*, следуя из Влади­ востока в Архангельск, 10 июля прошли пролив Беринга, а 16 июля, миновав Чукот­ ское мор;, были уже у мыса Шелагского к западу от о-ва Врангеля. Вдоль Чукотского побережья хотя и держался лед, но не препятствовал плаванию. Пароходы сквозного рейса „Искра* и „Ванцетти" из Мурманска во Владивосток в период с 28 августа по 30 августа про­ шли Чукотское море. Такой коро:кий срок, как 2—3 дня плаваиия в Чукотском море, указывает на малую ледовитость этого моря. Остров Врангеля оставался окруженным льдами, хотя и не препятствовавшими ледоколу „Красин* произвести смену зимов­ щиков на станции, а также океанографи­ ческие работы в районе острова, в частно­ сти, у острова Геральд. Таким образом, в навигацию 1935 года состояние льдов в Чукотском море надо также отнести к благоприятным для пла­ вания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz