Советская Арктика. 1936, №1.

Беседа с. В. И. Ворониным кромки льда, граничащей с чистой водой, и воспользовавшись полыньей, я вылетел с пилотом Козловым на разведку. Сверху удалось установить, что впереди нас 15 миль более разреженного и легкого льда, за кото­ рым— широкие волны моря Лаптевых. Я решил вернуться к острову Вега, в западной стороне которого стоял ледокол „Русанов". Обычно капитан, прокладывающий путь во льдах пароходам, сделав проход, возвращается обратно старым путем. Мне же пришла в голову мысль сделать иной опыт. Я повел „Ермака1 не по старому курсу, а на 20 миль к северу. Таким образом мы сделали два параллельных курса во льдах пролива Вилькицкого. Что руководило мною при решении этой задачи? Мне хотелось, разбив ледяные поля в двух направлениях, ускорить ледоход в проливе, чтобы течением вынесло толстую ледяную пробку, закрывшую судам проход на восток. Мой опыт удался блестяще. Нам удалось произвести искусствен­ ный ледоход, т. е. сдвинуть лед с мертвой точки. В результате на целых 10 суток раньше сроков пролив Вилькицкого освободился от льда, став доступным для полярной навигации. Я счастлив, что мне удалось впер­ вые в истории провести этот опыт искусственного освобождения про­ лива от льдов. В результате первый караван судов в составе п/х п/х „Сакко", „Крестьянин", „Молотов", и „Томский" чистой водой прошел пролив, достигнув моря Лаптевых ранее намеченных сроков. Трудности плавания в проливе Вилькицкого усугубляются еще тем, что здесь, на стыке двух морей, воды которых имеют разность температур, обычно бывают густые туманы. Это обстоятельство обязывает установить на берегу пушку для производства „туманных" сигналов. За навигационный период „Ермак" провел 14 судов на восток и 12 судов на запад, из них 4 судна сквозного прохода: „Искра", „Ван- цетти", „Анадырь" и „Сталинград", а также пароход „Рабочий", проби­ равшийся на реку Колыму. Закончив проведение ледовой кампании, „Ермак" впервые возвратился в порт в прекрасном состоянии. Ледокол не требует заводского ремонта. Поход „Ермака" доказал возможность ежегодных регулярных рейсов грузовых пароходов на реку Лену. Ледяная пробка пролива Вилькиц­ кого, при умелом использовании ледокола, не будет уже препятствием. Моя мысль сейчас работает над осуществлением таких же рейсов с запада на реку Колыму, так как практикой установлено, что из всего Северного морского пути — участок рек Лена — Колыма — один из наи­ более легких. Осуществление этих рейсов требует от нашей гидрографии полного обеспечения капитанов, плавающих в этих водах, точными морскими картами, тщательными промерами глубин и т. д. Надо не забывать, что рейсы пароходов с запада на реку Колыму имеют огромное значение. Опыт искусственного ледохода в проливе Вилькицкого, опыт лик­ видации ледяной пробки в одном из самых тяжелых участков Север­ ного морского пути должен стать новым вкладом в дело скорейшего освоения Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz