Советская Арктика. 1936, №1.

66 Советская Арктика-1936 •№ 1 Подул долгожданный ост силой в 8—9 баллов. Этот ветер прино­ сит, правда, туманы, но взламывает лед и отбрасывает его под углом, в 35—40 градусов. Иногда глаза протираешь — не верится, как сказочно быстро ост готовит проход судну. И все-таки лучше быть подальше от услуг этого самого ненадежного из ветров. „Сталинград" уходит на юг, спасая свои бока от оскаленных острых зубов рассвирепевших оживших льдин. Ветер, туманы неотступно го­ нятся за нами. 19 июля „Сталинград", всего на четыре часа позже „Анадыря", отдает якорь у реки Колымы. Весь путь пройден за шесть суток и пятнадцать часов. Это рекордно-короткий срок, принимая во внимание, что весь переход от Дежнева до Колымы совершен в исключительно тяжелых ледовых условиях. Колыма— Лондон—Ленинград Четвероногие пассажиры были для нас самым тяжелым грузом. Здесь, в Колыме, мы с радостью освободились от него. Но разгрузиться не легко. То шторм, то лед, то отсутствие пловучих средств срывали выгрузку наших предшественников. В 1933 году в бухте „Амбарчик" (в шести милях от места выгрузки) был построен мол — деревянные клетки, насыпанные землей. Теперь это стало стеной, за которой можно прятаться от шторма. И никого уже не удивляет декавилька на молу, по которой грузы на вагонетках идут прямо в склады. И склады, и дома, и больницы, и мастерская, и столовая, и свиной совхоз — все это построено в пургу, в жестокий мороз, в полярные ночи. Еще в 1932 году здесь была только одна могила Лукса. Нет более лучшего памятника первому болыпевику-полярнику, чем это замечатель­ ное социалистическое строительство. Как бы заражаясь темпами этой стройки, моряки в ответ показы­ вали невиданные образцы трудового подъема. Экипаж „Сталинграда", пришедший в образцовом порядке в Колыму, так же образцово и раз­ грузился. 29 июля пароход вышел в дальнейший путь, взяв вновь 18 пасса­ жиров. Облегчившемуся после разгрузки судну теперь особенно стали опасны льды. Один из трюмов пришлось наполнить водой, чтобы защи­ тить винт и руль от ударов при сложной лавировке. 30 июля догнали „Анадырь" и даже пробились вперед. Но из уважения к капитану Мило- взорову пропустили его вперед и последовали за ним в кильватер. Потом в походе мы стали чередоваться. Этот способ дает большие преи­ мущества перед походом в одиночку, и его необходимо всемерно использовать. При чередовании одно судно всегда следует за другим по чистой воде, значительно сберегая топливо. Во-вторых, капитаны обоих судов успевают отдохнуть, имея возможность передать управле­ ние судном своему помощнику. При разъединенной же работе капитаны сплошь и рядом не сходят с мачты или с мостика по трое и по чет­ веро суток. „Сталинград" расстался с „Анадырем" в проливе Лаптевых, когда последний зашел за пассажирами на мыс Шелаурова. 2 августа мы были уже у острова Мостах. При определении его выяснилось, что на карте, напечатанной в 1934 году, остров Мостах нанесен неправильно. На карте ему забыли приб а вить .... еще две мили южной оконечности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz