Советская Арктика. 1936, №1.
66 Советская Арктика-1936 •№ 1 Подул долгожданный ост силой в 8—9 баллов. Этот ветер прино сит, правда, туманы, но взламывает лед и отбрасывает его под углом, в 35—40 градусов. Иногда глаза протираешь — не верится, как сказочно быстро ост готовит проход судну. И все-таки лучше быть подальше от услуг этого самого ненадежного из ветров. „Сталинград" уходит на юг, спасая свои бока от оскаленных острых зубов рассвирепевших оживших льдин. Ветер, туманы неотступно го нятся за нами. 19 июля „Сталинград", всего на четыре часа позже „Анадыря", отдает якорь у реки Колымы. Весь путь пройден за шесть суток и пятнадцать часов. Это рекордно-короткий срок, принимая во внимание, что весь переход от Дежнева до Колымы совершен в исключительно тяжелых ледовых условиях. Колыма— Лондон—Ленинград Четвероногие пассажиры были для нас самым тяжелым грузом. Здесь, в Колыме, мы с радостью освободились от него. Но разгрузиться не легко. То шторм, то лед, то отсутствие пловучих средств срывали выгрузку наших предшественников. В 1933 году в бухте „Амбарчик" (в шести милях от места выгрузки) был построен мол — деревянные клетки, насыпанные землей. Теперь это стало стеной, за которой можно прятаться от шторма. И никого уже не удивляет декавилька на молу, по которой грузы на вагонетках идут прямо в склады. И склады, и дома, и больницы, и мастерская, и столовая, и свиной совхоз — все это построено в пургу, в жестокий мороз, в полярные ночи. Еще в 1932 году здесь была только одна могила Лукса. Нет более лучшего памятника первому болыпевику-полярнику, чем это замечатель ное социалистическое строительство. Как бы заражаясь темпами этой стройки, моряки в ответ показы вали невиданные образцы трудового подъема. Экипаж „Сталинграда", пришедший в образцовом порядке в Колыму, так же образцово и раз грузился. 29 июля пароход вышел в дальнейший путь, взяв вновь 18 пасса жиров. Облегчившемуся после разгрузки судну теперь особенно стали опасны льды. Один из трюмов пришлось наполнить водой, чтобы защи тить винт и руль от ударов при сложной лавировке. 30 июля догнали „Анадырь" и даже пробились вперед. Но из уважения к капитану Мило- взорову пропустили его вперед и последовали за ним в кильватер. Потом в походе мы стали чередоваться. Этот способ дает большие преи мущества перед походом в одиночку, и его необходимо всемерно использовать. При чередовании одно судно всегда следует за другим по чистой воде, значительно сберегая топливо. Во-вторых, капитаны обоих судов успевают отдохнуть, имея возможность передать управле ние судном своему помощнику. При разъединенной же работе капитаны сплошь и рядом не сходят с мачты или с мостика по трое и по чет веро суток. „Сталинград" расстался с „Анадырем" в проливе Лаптевых, когда последний зашел за пассажирами на мыс Шелаурова. 2 августа мы были уже у острова Мостах. При определении его выяснилось, что на карте, напечатанной в 1934 году, остров Мостах нанесен неправильно. На карте ему забыли приб а вить .... еще две мили южной оконечности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz