Советская Арктика. 1936, №1.

роге или большим каботажем из Черного моря, а оттуда на кораблях они шли в Колыму непосредственно или через Ногаево. Такая отправка грузов была связана или с валютными расходами, или с перегрузкой; и без того перегруженной железной дороги, причем груз проходил до, Колымы около 13 тысяч миль. Расстояние же от Мурманска до Колымы равно всего только 2080 милям, т. е. пробег груза меньше в 5 раз. От­ сюда вывод: снабжение Колымы должно быть полностью переведено» на Северный морской путь с запада. Почти в таком же положении находится вопрос со снабжением всего Чукотского побережья, и Камчатки, и Сахалина. Вопрос о завозе грузов непосредственно морскими судами на Инди­ гирку должен быть дополнительно изучен. Рейс „Русанова" в 1935 году показал его нерентабельность, так как разгрузка в 12 милях от берега,, в условиях почти постоянных туманов и штормов, не гарантирует ус­ пешного его выполнения. Поэтому не исключено, что снабжение Инди­ гирки придется впредь вести через Тикси, где будет произведена пере­ валка грузов на специальные суда. Снабжение Якутской АССР через Тикси надо считать уже освоен­ ным делом. Здесь лимитирует только речной тоннаж. Значительно хуже обстоит дело с каботажными перевозками в море Лаптевых. Ведь мы обязаны обслужить население, живущее по рекам Индигирке, Яне, О л е ­ нек, Анабаре и Хатанге, а также на Ляховских островах; однако, под­ ходящего флота для этих перевозок у нас пока нет. Переброшенные туда боты „Ленсовет" и „Смольный" провели большую работу, но они. еще далеко не удовлетворяют всех наших нужд. Совершенно новой проблемой является обеспечение вывоза норд- викской соли. Нужно будет разработать такой график работы судов,, который обеспечил бы использование всех судов в обратном направле­ нии— как на восток, так и на запад — под соль. Достаточно напомнить, что Дальний Восток завозит сотни тысяч тонн соли из Черного моря на судах и по все той же перегруженной железной дороге. Уже в нави­ гацию 1936 года мы предполагаем начать вывоз нордвикской соли. Карские операции совершенно освоены, но следует указать на одну особенность— это появление встречного грузопотока для карских су­ дов. Как известно, ведется интенсивная работа по созданию Нориль­ ского никелевого комбината. В текущую навигацию на карских судах мы завезли на Диксон и Дудинку около 3 тысяч тонн технических гру­ зов для Норильска, а в навигацию 1936 года придется завезти уже около 30 тысяч тонн. Несколько лет тому назад река Пясина считалась несудоходной, а в эту навигацию по ней было завезено около 12 тыс. тонн грузов, причем речные суда с баржами доходили до самого Но­ рильска. III Необходимо остановиться на работе других управлений по обеспе­ чению нормальной работы судов. Об исключительной роли авиации мы уже говорили. Чем шире будет поставлена летная разведка льдов, тем больше гарантий успешного проведения даже самых сложных морских операций. В текущую навигацию довольно слабо была поста­ влена авиоразведка в море Лаптевых и совершенно не обслуживался большой участок трассы от Тикси до Колымы. В будущем году этот пробел должен быть пополнен. 60 Советская Арктика-1936•№ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz