Советская Арктика. 1936, №1.

58 Советская Арктика-1936-№ 1 кромке. В это время устойчивые восточные и северо-восточные ветры содействовали очищению пролива, но одновременно эти же ветры вно­ сили из моря Лаптевых в пролив большие массы льда. Учитывая, что лед очень тяжелый (9—10 баллов), „Ермак" возвра­ тился к каравану и принял для проводки только „Русанова", оставив остальные суда на месте, на якоре у острова Гансена. „Ермак", за ко ­ торым шел „Русанов", с большим трудом, попадая часто в сжатия, вы­ шел из льда, войдя в море Лаптевых 10 августа. Отпустив „Русанова" для самостоятельного следования дальше, „Ермак" возвратился за кара­ ваном судов. Первая группа ленских судов ■— „Крестьянин", „Сакко", „Моло­ тов" и „Томский" — была проведена „Ермаком" через пролив Вилькиц- кого, а остальные суда, включая сквозные — „Ванцетти", „Искру" и „Рабо­ чего", шедшего в Колыму, были проведены через пролив ледоколом „Литке" 15 августа. Это было по существу завершение второго этапа работы, что уже в значительной степени предрешало общий успех нави­ гации. После проводки судов проливом Вилькицкого оказалось, что и в море Лаптевых путь на протяжении до 70 миль прегражден широ­ кой полосой 6—9-балльного льда, и „Ермаку" пришлось провести весь караван в несколько приемов, группами. Даже при возвращении обрат­ но, после разгрузки, та же полоса льда, хотя менее тяжелая и шири­ ной всего около 40 миль, сохранилась. Этот язык льда тянулся с северо- востока, причем северная кромка его держалась на широте северного острова Петра. Господствовавшими северо-восточными ветрами система­ тически забивало бухту Прончишевой этим льдом. С большими трудно­ стями там разгружался „Куйбышев". Удачно работали ледокольные пароходы. Снабдив остров Уедине­ ния, „Сибиряков" построил станцию на мысе Оловянном (в проливе Шокальского). „Седов" построил новые полярные станции на острове Русском и в устье Таймыра, а также завез грузы на старые станции. !•* I Ледокольный пароход „Русанов", совершивший впервые в прак­ тике мореплавания грузовой рейс на Индигирку, попал в наиболее тяже ­ лые условия, так как ему пришлось обеспечить выгрузку в исключи­ тельно трудных рейдовых условиях, в 12 милях от берега. Л ени н ' к Карском море

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz