Советская Арктика. 1936, №1.

Э. Ф. Крастин. Итоги и перспективы _______________ 57 Для того чтобы определить состояние льдов по направлению остров Белый — мыс Желания, „Ермак” пошел от Белого курсом на норд, но, достигнув широты 75° и 69° долготы, вернулся обратно к Белому,, убедившись в непроходимости этого пути для грузовых судов. К этому же времени ледокольный пароход „Малыгин" обогнул мыс Желания и дал картину льдов в направлении от мыса Желания к острову Уеди­ нения. Лидер Карских операций „Ленин" несколько запоздал выходом из Архангельска, поэтому он не выполнил предусмотренного планом разведочного похода от Югорского Шара к Белому, но этот ущерб был полностью возмещен авиацией. Летчик Алексеев блестящими полетами 16, 18 и 20 июля дал полную картину состояния льдов в западной части Карского моря в направле­ ниях Юш а р— Хотосовой— устье Озерной — устье Савина— мыс Мень- чикова и Юш а р— Меньчиков — Матшар — Пахтусов. 20 июля летчик Махоткин произвел разведку по маршруту Диксон — Белый (широта 75°, долгота 69°). Таким образом, в результате совместной работы ледоколов и авиа­ ции уже 21 июля командование обладало исчерпывающей характери­ стикой состояния льдов по всем трем направлениям: Юшар — Белый, Матшар — Белый и мыс Желания — Белый. Это дало возможность выбрать наилучшее направление для проводки грузовых судов Един­ ственным приемлемым направлением в то время являлся путь Юшар — Белый, где лед не превышал 7 баллов. „Ленину1 было предложено начать проводку первой группы судов в составе „Русанова", „Фрама", „Моло­ това", „Крестьянина", „Сакко1. Этот караван был принят „Ермаком" от „Ленина" 27 июля (на ши­ роте 73°09/ и долготе 67°42') и доставлен на Диксон 28 июля. Этим был закончен первый этап работы. 30 июля летчиком т. Махоткиным был совершен замечательный полет по маршруту Стерлегов — остров Балицкого — остров Русский — мыс Неупокоева— Челюскин — острова „Комсомольской правды"— залив Дика — устье Таймыра — Стерлегов. В результате этой обширной раз­ ведки было установлено, что на всем пути от острова Балицкого к востоку тяжелый лед, пролив Вилькицкого закрыт, в море Лап­ тевых по линии острова Малый Таймыр — острова „Комсомольской правды" также стоит тяжелый лед, а дальше — чистая вода. 1 июля по этому же направлению вылетел летчик Алексеев, с зада­ нием осветить глубинные районы. Эта разведка, по своим результатам также чрезвычайно богатая, подтвердила общую оценку льдов, данную Махоткиным, но одновременно она доказала, что с каждым днем изме­ няется ледовый режим. На основании этих материалов выход „Ермака" и „Русанова1 на восток был назначен на 2 августа. Почти до острова Макарова „Ермак" проходил чистой водой, а даль ­ ш е— до пролива Вилькицкого — нетяжелыми льдами 4 — 7 баллов. В проливе Вилькицкого по линии остров Гансена — острова Гай- берга — мыс Неупокоева стоял сплошной тяжелый лед. Убедившись в бес­ полезности его форсирования, „Ермак" возвратился обратно к острову Макарова, где принял первый караван судов в составе „Крестьянина", „Молотова", „Сакко", „Томского" и „Седова". Он провел их к острову Гансена, где оставил караван вместе с „Русановым". 7 августа „Ермак" начал форсировать лед в проливе Вилькицкого. Потребовалось три дня упорной борьбы, чтобы преодолеть льды и прорваться к восточной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz