Советская Арктика. 1936, №1.

М. С. Бабушкин. Над льдами Поиски „Земли Джиллиса* Нам не везет. Пока мы шли около Шпицбергена, все время стояла хорошая погода, а затем она резко ухудшилась. Виденная накануне облачность быстро закрыла все небо. Налетел туман, приходится двигаться только по исчислению. Через каждые 30 миль — научные станции. 14 августа, наконец, наступает перелом в погоде. Туман рассеялся, осталась только небольшая облачность. Остановились сделать научную станцию. Решено использовать временное улучшение погоды, слетать в разведку, поискать „Землю Джиллиса". Лететь — моя очередь. Поднимаюсь к начальнику экспедиции т. Уша­ кову, спрашиваю: — Георгий Алексеевич, кто будет штурманом-наблюдателем? — Я. Мнехотелось возразить и попытаться отговорить его от этого полета, но, посмотрев на него, решил, что все мои возражения будут бесполез­ ными. Раз уж он решил, то настоит на своем. А впоследствии я понял, что он был прав. В такую ответственную, сопряженную с опасностями разведку, безусловно, лететь надо было ему самому. Если даже случится вынужденная посадка, то, конечно, лучше и благополучней всех выйдет из тяжелого положения именно он. Многолетний опыт хождения по льдам и зимовок воспитал и закалил его волю и мужество. В случае вынужденной посадки он был бы неза­ менимым и самым ценным спутником. На мой вопрос, почему он решил сам лететь, Георгий Алексеевич ответил: — Видишь ли, оно пожалуй спокойнее, когда сам летишь, а когда другие в разведке, то, пока они не возвратятся обратно, просто места себе не находишь, всякая чертовщина в голову лезет. Я понял, что, когда улетает самолет, то Георгий Алексеевич неспо­ коен за экипаж, и, чтобы не увеличивать его волнения, впоследствии я всегда настаивал на том, чтобы время, назначенное на полет, было бы строго соблюдено, чтоб во-время возвращались обратно. Мы поднялись в воздух. Идем курсом на норд-вест. Под нами льды постепенно уплотняются. Из крупно-мелко-битых они переходят в крупные торосистые и гладкие поля. Вот мы летим уже над сплошным массивным льдом. Попадаются колоссальные гладкие поля, сторошенные по краям от ударов. Эти поля с очень маленькими трещинами, местами разъединяющими их, но пройти по этим трещинам нашему ледоколу нет возможности. Да не только „Садко", но и более мощные суда не в состоянии такие поля раска ­ лывать. Нас постепенно приподнимает. Облачность снижается. С востока надвигается туман. Обследовав возможный для полета и довольно большой район, подлетаем вплотную к туману. Нас прижало к льдам на 100—50 метров. Воздух сильно насыщен влагой, появляется иней. Это первые признаки оледенения. Полет становится бесполезным. Ничего не видно. „Земли Джил- лиса“ не обнаружено. Не только земли, но и признаков ее существова­ ния никаких нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz